Электронные таблицы шульте на время. Делаем пособие самостоятельно. Как проходит тренинг

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

  • Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.
Руководство. Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.


Тип теста: Вербальный
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Материал: 5 таблиц Шульте, секундомер, указка.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов: Общее время поиска по всем таблицам разделить на число 5.

Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):


  • эффективность работы (ЭР),

  • степень врабатываемости (ВР),

  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где


  • Т i - время работы с i-той ей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Тестовый материал





Добрый день, дорогие друзья! Чтение прочно вошло в нашу жизнь. Школа – не исключение. В первом классе ребенок уже должен читать более 20 слов в минуту. К концу второго года – от 65 слов для «5». Сначала детям дают поблажки, а потом вносят оценки за скорость чтения в журнал. Плохая отметка – не главная беда. Весь учебный материал представлен в текстовом виде. Как его усваивать, если едва понимаешь, о чем идет речь? На выручку придет таблица Шульте для дошкольников. Обо всем по порядку.

В чем заключается проблема в чтении

Нормальная скорость чтения – около 100 слов в минуту. Это близко к обычной скорости разговорной речи. Все выпускники начальной школы должны так читать. К сожалению, в большинстве учебных заведений требования завышены.

Неизвестность пугает родителей, и они начинают прибегать к крайним методам. Некоторые записывают своих детей в кружки по скорочтению. Я не сомневаюсь в эффективности специальных упражнений, но сначала малыш должен научиться читать. После основ можно оттачивать навык.

Психологи в один голос твердят: «У школьников проблемы с восприятием текста из-за узкого угла зрения». Что это значит? Мы краем глаза видим слово, а младшеклассник – всего несколько букв. Несмотря на это, в школах продолжают обучать чтению по слогам.

В идеале первоклассник уже должен развивать периферийное зрение. Слог, в отличие от полного слова, не вызывает никаких ассоциаций. Именно по этой причине многие школьники сталкиваются с проблемой усваивания информации. Я советую дополнить , внимания и концентрации методикой таблиц Шульте для дошкольников.

Как это работает

Тренажер представляет собой группу чисел. Они расположены в случайной последовательности. В центре могут быть цифры или символ в качестве ориентира. Подразумевается, что тренирующийся будет смотреть строго на середину, но видеть при этом всю таблицу. Высшее мастерство – пройтись по числам в порядке убывания или увеличения. Подглядывать в ячейки нельзя!

Методика Шульте для дошкольников помогает развить параллельное внимание. Это возможность концентрироваться сразу на нескольких задачах одновременно. В данном случае требуется и видеть все числа, и составить из них последовательность. Как это поможет в работе с текстом? Чадо сосредоточится не на паре букв, а на целом фрагменте.

В момент чтения мозг будет подготавливать «почву»: распознавать то, что идет дальше. Ученик станет читать быстрее, чем говорит.

Напомню, что учитывается не только скорость. Существуют другие важные критерии: выразительность, осознание и чистота. Техника помогает улучшить два последних показателя. С пониманием мы уже разобрались. Как связан тренажер с правильностью? Напрямую! Попытаться угадать слово по его началу можно, а число по первым цифрам – нет.

Концентрация на боковых элементах становится настолько сильной, что дошкольник прекращает «глотать» окончания и запинаться.

Желательно заниматься вдвоем, чтобы контролировать выполнение. Взгляд малыша должен быть прикован к центру. Тренироваться до упора не нужно, достаточно 15-20 минут. Главное – регулярность. Уделяйте внимание упражнениям хотя бы 3 раза в неделю.

Устали от однообразия?

  1. Распечатайте таблицы Шульте для дошкольников в цветном варианте или раскрасьте черно-белые. Можно изменить сложность, добавить ячейки.
  2. Попробуйте посоревноваться, наверняка у вас тоже не сразу получится.
  3. Предложите ученику взять лазерную указку, чтобы упражнения стали простыми и увлекательными.
  4. Заведите собственный дневник, в котором малыш будет отслеживать прогресс. Заносите данные о том, сколько времени понадобилось для полного прохождения.
  5. Предложите воспользоваться тренажером другим родителям. Составляйте рейтинги, сравнивайте результаты. Пусть у детей появится стимул!

Хотите получить максимальный результат? Читайте книги ежедневно. Следите за тем, чтобы малыш понимал смысл и не «бегал» по тексту хаотично. У нас вы можете бесплатно распечатать таблицы шульте для дошкольников, положив начало.

Гармонично дополнят комплекс:

  • скороговорки
  • таблицы согласных
  • ролевое и хоровое чтение
  • «буксир» (взрослый ведет пальцем по строчкам, малыш проговаривает вслух)
  • ответы на вопросы после произведения
  • заучивание стихов наизусть.

Учеба – сложный период в жизни родителей. Даже не знаю, кому приходится труднее. Одно только могу сказать наверняка: нужно научить ребенка учиться, а не выполнять задания вместо него! Это первый шаг на пути к самостоятельности. А как вы готовитесь к школе?

Желаю вам больших и маленьких побед!

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры таблиц Шульте 3x3

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:

Другие развивающие игры

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 клеток (5 х 5), в центре каждой из которых нарисованы числа от 1 до 25. Длина одной его стороны примерно равняется стандартному книжному листу. Есть также усложненные (6 x 6, 7 x 7, цветные, с буквами и т.д.) и упрощенные (детские, 3 x 3) варианты таблицы Шульте.

Вариант таблицы Шульте для детей и новичков


Так выглядит классическая таблица Шульте


Усложненная версия: те же 25 чисел, но на цветном фоне


А это не самая простая головоломка по мотивам таблицы Шульте.
Требуется на скорость найти числа от 1 до 90.
Проверьте, справляетесь ли вы с этой задачей?

Задача тренирующегося заключается в том, чтобы направить взгляд в центр таблицы Шульте и увидеть все числа по порядку, при этом глаза должны оставаться неподвижными . Таблица Шульте размещается на комфортном для чтения расстоянии (обычно это 30-40 см.) Числа не нужно произносить ни вслух, ни про себя: стремитесь к тому, чтобы воспринимать их напрямую, без облачения в привычную словесную или мысленную форму.

Существуют как бумажные, так и электронные варианты таблицы Шульте. Первые предпочтительнее, зато во втором случае можно тренироваться между делом, например, по дороге на работу или учебу. Начинают тренировки с классической таблицы Шульте, при этом важно следить, чтобы глаза не сильно уставали . Если вы испытываете дискомфорт, обязательно сделайте перерыв. Заниматься нужно 2-3 раза в неделю, постепенно увеличивая сложность заданий. Не рекомендуется просматривать более 10 таблиц Шульте в день.


Таблица Шульте в цветах календаря - тоже усложненный вариант

Эффект от таких занятий вы увидите уже через несколько дней тренировок - вам будет проще абстрагироваться и увидеть сразу всю таблицу, а не пытаться автоматически считать информацию привычным способом; вы расширите площадь воспринимаемого текста. Цель занятий - увеличить скорость прохождения каждого задания. Таким образом, вы тренируетесь находить нужную вам информацию, просто посмотрев на текст, а не выискивая в нем каждое слово.


Тем, кто хочет освоить скорочтение, будет полезна таблица Шульте с буквами

Еще одна область применения таблиц - НЛП (нейролингвистическое программирование), где они помогают расслабиться и научиться воспринимать информацию такой, какая она есть, а не через призму собственного критического восприятия. Это умение также помогает при чтении, так что можно сказать, что эти упражнения вдвойне полезны для тех, кто хочет освоить скорочтение.

Если с запоминанием информации у вас серьезные проблемы, попробуйте сочетать занятия с курсом специальных .