Главный и личный статусы. Социальный статус личности Социальный статус могут определять биологические признаки

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Виды статусов

Прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

Приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

Предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

41.Понятие статусного портрета. Основной статус и эпизодические статусы.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы ви дим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писа ными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное опре деление статуса, которое фиксируется в должностных инст рукциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формаль но не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инст рукций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязан ностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридичес кими законами.

42.Социальный статус и личный статус.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами.

Например: лидер, аутсайдер, душа компании и т.д.

Кратко четыре описанных выше параметра статуса - наименование, опреде­ление, содержание и ранг - мы будем выражать одним термином - «позиция». Таким образом, статус - это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличност­ных) статусов, а позиция в обществе - совокупность социальных статусов.

Рис. 11. Межличностные и социальные статусы

Личный (межличностный) статус - позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:

♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;

♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так

как оно оценивается относительно других людей.

Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых лю­дей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа ком­пании или зануда - примеры межличностных статусов. С этой стороны чело­века знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, бу­дучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов - социальными и личными -хо­рошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын - это разные статусы. Статус «любимого сына» - это позиция относительно кон­кретной семьи; именно в этой семье он - любимый сын. А в другой -он со­всем не любимый сын, и в обществе он - нелюбимый сын. Позиция «стар­ший сын» - характеристика общественная, или социальная. Что такое «стар­ший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраива­ется экономический, политический и социальный режим данного общества.

В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослежи­вают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от ка­кой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.



Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате коли­чество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, кото­рый, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по ста­тусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосхо­дят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, име­ющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.

В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен де­литься со своими родственниками 10 .

Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, труд­но провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В дру­гих вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.

Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.

В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность - осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надле­жало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна стро­гая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние ин­дийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.

В Великобритании подобная практика получила название майората. Май­орат (majorat, от лат. major - старший) - это обычай, по которому обществен­ный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руково­дящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую соб­ственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.

В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получе­ние своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сы­новей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, кото­рый уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представ­лял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдель­ные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспор­та перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весь­ма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.

Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возра­ста община обязана была предоставить ему все необходимые для существо­вания ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затрачен­ные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собствен­ником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта - го­сударь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой - несправедливо обижать соседа, от уча-

l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.

стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.

В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими ти­тулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцар­ское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое

имущество. Из тех, кто ожидал наслед­ство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс - страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.

Благодаря тому что земельные име­ния в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» - это первая практика парламентского плюрализма, осно­ванная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.

На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь се­мьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200-300 че­ловек - мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старше­му сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственно­сти поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего развет­вленным родом, замыкаются все связи - экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустрой­стве всех родственников, решает имущественные и межличностные пробле­мы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломати­ческие переговоры и объявляет войну.

Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, - это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой ми­нус, для рода - огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию - тру­доустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил со­циальный капитал клана. Старший сын - это своего рода президент компа­нии, глава кабинета, король для подданных.

Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, ста­тусов - межличностные (или личные) статусы и общественные (или соци­альные) статусы.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент време­ни в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может до­минировать над остальными: в домашней обстановке вы - сын или дочь, а в учебной аудитории - студент или студентка. В течение жизни человек утра­чивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, ос­вобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и су­ществует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Межличностные статусы - это точки в групповой иерархии. Сколько ма­лых групп - столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.

Среди социальных статусов, принад­лежащих одному человеку, всегда най­дется ключевой, или главный.

Главным статусом называется наибо­лее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окру­жающие или с которым они отождествляют его.

Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведе­ния и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров -должность или иерархический ранг.

Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для муж­чин - статус, связанный с основным местом работы или занятием: дирек­тор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее пси­хологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса - кормильца семьи.

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспом­ните его). Социальный статус в узком смысле - положение человека, кото­рое он автоматически занимает как представитель большой социальной груп­пы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем бе­лых. Поэтому к любому негру - талантлив он или нет, добродетельный или злодей - относились пренебрежительно. Личные качества отступали на вто­рой план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли боль­ше. Другой пример - предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она - женщина.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или пер­вичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим инди­видуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-

юшую роль среди незнакомых людей, а личный -среди знакомых. Представ­ляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, со­циальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к ко­торому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, на­пример негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через неко­торое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные до­стоинства, окружающие изменяют свое отношение - главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная ту­совка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает вы­соким профессиональным статусом, поскольку его специальность престиж­на, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент ука­зывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

Ещё один результат социализации – приобретение людьми различных статусов, т.е. определённых позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный .

Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. (студент, пенсионер, директор, жена).

В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый .

Предписанный статус – это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека (пол, национальность, раса и т.п.).

Достигнутый статус – статус который приобретается благодаря воле и усилиям самого индивида (образование, квалификация, должность и т.п.).

Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. (трудолюбивый, старательный, доброжелательный).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы - структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.
С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.
Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них просто инидивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить следующее:

  • социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
  • взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;
  • в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
  • социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.

К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр - представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.

В США негры меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т. д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща - это мать-в-законе, тесть - отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

Перечисленные совокупности существующих в человеческом обществе статусов не исчерпываются. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровно-родственный относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т. д.

Как правило, это временные состояния . Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет.

Итак, обобщим: у человека существуют основные (они определяют главные в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит большая социальная группа , либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они - типичный объект статистики.

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:

  1. мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье);
  2. потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов .

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству и т. д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом . Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой ) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая ). И здесь место человека обозначают тем же термином «ранг».

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга - как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины скорее всего вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах руководителя отдела. Принято считать, что женщины - плохие руководители.

Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра, а неофициально, т. е. опять же в общественном мнении, не одобряется совмещение статусов милиционерами члена преступной банды.

Итак, сделаем вывод: некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие - в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий - в другой.

Хотя статусы не вступают в социальные отношения прямо, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнере, продавец - как в возможном покупателе.

Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.