Grid - аддон для рейда или группы. CSS Grid Layout. Быстрый старт Основы и поддержка браузерами

Для прохождения многих энкаунтеров, да и вообще успешного ПВЕ-прогресса важно не только досконально знать свой класс, понимать механику тех или иных боссов, четко слушать команды рейд-лидера, но и видеть весь процесс боя, чтобы вовремя, а главное правильно отреагировать на происходящее вокруг. По своему опыту скажу, что происходить может многое — то танк получил Жнец душ на одной из попыток Короля-лича , и ему нужен мгновенный мощный хил, потому что сейв-абилка у него на кд, то во время боя с Саурфангом с 5% хп у хилеров кончилась мана и человек с Меткой павшего воителя может вайпнуть рейд, если ему не дать Длань защиты , или обычное дело — суммон рейда в инстанс, превращается в бесконечный спам "-Кого суммон ставим + в чат! -Меня суммон плз!!! -сумоон +3!!! -Кто суммонить будет?! Лок давай камень ставь! Лок, епт ты где? -Я вообще-то еще на дейлике за льдом..." . Таких примеров можно привести еще много, да я думаю каждый читатель этого гайда вспомнит хоть одну ситуацию, в которой заметить вот такую нужную информацию было довольно трудно. Как облегчить себе жизнь? Очень просто — нужно всего лишь установить и настроить аддон Grid — компактный и функциональный аддон для отображения юнит-фреймов. Его идея заключается в 100% использовании пространства на экране посредством одного большого фрейма, на который выводится любая нужная вам информация(дебафф/бафф,количество жизней/маны/стаков,состояние игрока, расстоянии до него и т.п.).

В интернете уже давно гуляет картинка, призывающая всех игроков приобщиться к миру MMO-игр, ведь там так все просто и понятно. Я когда в первый раз увидел не сдержал смеха. Никому не напомнило свой интерфейс? С помощью Grid "видеть" картину боя станет намного легче, реакция на те или иные события вырастет, а значит и ваша эффективность в рейде намного повысится. Большую часть аддонов, загромождающих рабочее место игровое пространство можно будет отключить за ненадобностью, освободив драгоценное место на экране. Простой и удобный интерфейс — залог успешного игрока, будь он заядлым ПВЕ или ПВП-шником. Итак, приступаем...

Мои настройки

Используемые модули:


Для наглядности(правду говорят — лучше 1 раз увидеть, чем 7 раз услышать ) я покажу как настроен Grid у меня.


Еще пару скриншотов с пояснениями, но уже из другого рейда:


Такие настройки для меня наиболее удобны, я к ним уже привык и честно говоря не представляю, как без них вообще можно играть. Как вы уже заметили, вся основная информация о состоянии рейда, его игроках и что с ними происходит в данный момент компактно сосредоточена в одном месте, что позволяет мне правильно отреагировать на происходящее. Простой пример — на моем союзнике ДК плотно сидят рога и вражеский ДК (как видно по фрейму мой ДК при смерти(деф-абилок нет, значит жить ему пару секунд ), на нем висит Нейтрализующий яд , уменьшающий весь хил на 50% , Озноб рыцаря смерти и 1 хотка друида Омоложение . Правильное решение — кинуть на союзника Длань защиты и хилить дальше. Неправильное — продолжать хилить как ни в чем не бывало(1 хотка и 1 хил не спасут от 2 мили-дд).

Конечно, человек не знакомый с аддоном, посмотрев на экран, увидит только какие-то квадратики и кружочки разных цветов, поэтому моя задача — не только объяснить, что они означают, но и научить, как во всем этом разбираться .

Ставить или не ставить? Вот в чем вопрос!




Основные "ЗА" и "ПРОТИВ" установки Grid
  • Максимальная информативность
  • — хорошему игроку на сложных энкаунтерах требуется учитывать много информации.
  • Компактность
  • — занимает мало места без ущерба для эффективности.
  • Модульность
  • — огромное количество модулей под различные требования игроков.
  • Индивидуальность
  • — любой игрок может настроить аддон так, как он сочтет нужным.
  • Легкость
  • — потребляет мало памяти.
  • Сложность
  • — очень много настроек, большинство из которых непонятны рядовому игроку.
  • Недружелюбность
  • стандартные настройки требуют донастройки.
  • Требует привыкания
  • — да, и возможно не один день.
  • Восприятие цвета
  • — аддон основан на цветовых индикаторах, поэтому у людей с проблемами восприятия цвета возникнут трудности.
  • Обновление
  • — после выхода очередного патча могут возникнуть трудности с работоспособностью модулей.

Никто не передумал? Еще один аргумент в сторону Grid — его используют топ-гильдии мира Paragon , Ensidia , Экзорсус .

Немного теории

Blue post

Для того, чтобы приступить к самостоятельной настройке(а не тупо скопировать файлы с настройками в папку /WTF/....) необходимо разобраться в концепции отображения Grid . Для этого разберем несколько вещей (понимание этих терминов — это 80% гарантия того, что настройка аддона не вызовет никаких проблем):



Ну, а теперь, пора попрактиковаться в освоении всего вышесказанного.

Видео гайды

Учимся видоизменять фреймы аддона, узнаем как добавлять статусы/ауры и выводить их на индикаторы, а также знакомимся с модулем GridAlert. Видео я разбил на две части потому как на youtube можно заливать файлы макс по 10 мин.
1 часть:


2 часть:

А где был хил?!

Если вы собираетесь сделать из Grid полноценную замену Healbot"y , то вам понадобится такой миниаддон, как Clique — он позволяет назначить клавиши различным способностям вашего персонажа на сочетания SHIFT, ALT, CTRL + все кнопки мыши при клике на любой фрейм (не важно Grid это, или agUnitFrames , или Gladuis ).

После установки аддона, открываем ваши Заклинания и способности (клавиша P) и заходим в самую нижнюю вкладку. Здесь вы выбираете(сверху справа) набор кликов и назначаете клавиши путем нажатия по иконке в спеллбуке тем сочетанием клавиш, которое вы хотите назначить на нужную способность.

К примеру я хочу назначить заклинание

Я уже достаточно много писал об интерфейсе и об аддонах. Это – одна из последних статей этого цикла (еще парочка остается). Возможно, через некоторое время последуют новые открытия, наблюдения и вопросы, на которые придется искать ответы (да вы не стесняйтесь – спрашивайте), но сейчас мне, пожалуй, просто будет нечего добавить и после этого гайда останется лишь написать статью о шлифовке того, что получилось и, если будет желание у читателей, выложить файлы настроек и аддонов.

Итак, Grid. Мне, если честно, сложновато привести комплексный обзор на тему «почему Grid- это манна небесная, а остальные хилботы – отстой» . Вероятно, потому что они не отстой, но у меня что-то c ними не срослось, а, все таки, тупо писать о том, о чем у тебя знания на уровне чтения замечаний «хилбот форева он крутой низачтоего не брошу потому что он хороший!». Есть какие-то комплексообразные стереотипы на тему VuhDo, Healbot и прочих и пусть они есть. Наша тема сегодня – Grid и, кстати, по этой же причине я не хотел бы видеть в комментариях замечания формата «йопт, так хилбот может» (если я не сравниваю – это не повод играть в КО) и «мляговно, хилбот может круче» (лучше спросите – а может ли грид «вот так»).

  1. Grid из коробки
  2. Первичная настройка
  3. Суть Grid
  4. Добавляем индикатор маны
  5. Визуализируем лечение для друида
  6. Настройка IconBar
  7. Настраиваем мышь
  8. Заключение

1. Grid из коробки

Первое что мы делаем – устанавливаем Grid. Вот список того, что нам пригодится:

  • Grid – как бы это, ядро =)
  • GridAutoFrameSize – этот плагин автоматически будет подстраивать размер грида под текущий состав рейда.
  • GridClickSets – альтернатива Clique вроде как. Clique не видел, этот использую, но хитро – возможно, вам не понравится
  • GridIndicatorIconBar – моя манна небесная, облегчившая жизнь раз так в десять. Суть – показывает панель иконок =)
  • GridManaBars – показывает ману. Полезно. Даже энергию и силу рун показывает…
  • GridStatusHots – показывает хоты друида

После этого переходим ко второму шагу

2. Первичная настройка

Первичная настройка – это, фактически, определение внешнего вида аддона. Для начала определитесь с тем, какие размеры вы будете использовать. Вызвать окно настройки можно, выполнив команду

Зайдите во вкладку «Расположение» Вы увидите следующее окно:

Тут все просто по идее, например, если вы не хотите, чтобы на ОЛО вылезала рамка на 40 человек – просто поставьте в «Расположение на ПС» опцию «Для группы из 25 чел». Тут же вам предлагается выбрать горизонтальное или вертикальное отображение групп (близзард, например, располагает группу вертикально, слева под вашим портретом) , а также запретить Grid-у вылазить за рамки экрана и закрепить его на установленном месте. Чуть ниже расположены настройки, которые отвечают за внешние параметры. Рекомендую ужать заполнение в ноль, Интервалов хватит равным 2. Масштаб – на ваше усмотрение. Цвета фона и границы – тоже на ваше усмотрение =)

Теперь переходим в следующую вкладку «Фреймы – Дополнительно»:

  • Высота фреймов (у меня = 30)
  • Ширина фреймов (60)
  • Ориентация фреймов (горизонтально – здоровье убывает справа налево, вертикально – сверху вниз)
  • Текстура фреймов (да, кому-то очень важно, например, я не могу видеть красявые всякие – мне нужен именно минимализм – и так переизбыток информации)
  • Размер шрифта

«Текст в центре 2 индикатор» нужно включить чтобы сдвинуть имя персонажа вверх.

И напоследок зайдем еще в одну вкладку «Фреймы»:

Возможно, тут понадобится кому-то функция обращения цвета полос и нужно будет увеличить длину текста в центре. По умлочанию длина – 4 символа и мое имя было «Пече», что меня крайне раздражало =)

3. Суть Grid

Китайцы советовали учить ловить рыбу, а не кормить рыбой, так что возьмите в руки удочки. Настройка Grid представляет собой две задачи:

  • Сперва вы настраиваете модули, которые отвечают за слежение во вкладке «Статус»
  • Затем вы настраиваете «ячейки», куда можно будет запихнуть модули во вкладке «Фреймы».

По сути, это очень простое и эффективное решение, но не до всех сразу доходит. Первое действие вполне годится «из коробки» для большинства модулей, так что примером сразу возьмемся за второе.

Выбираем в закладке «Фреймы» ячейку «Текстовая строка» и смотрим что там есть:

Все чекбоксы (такие квадратики куда можно тыкнуть галочку, если не в курсе) представляют собой разные модули. Включение модуля позволяет выводить информацию модуля в редактируемой ячейке. Небольшой прикол в том, что одновременно может выводиться несколько модулей, но только один из них будет виден. Grid определяет кто заслужил видимость больше всего с помощью опции модулей «Приоритет» (естественно, выставляется в самих модулях) – чей приоритет больше – тот и будет виден. Если, конечно, задействован – вы не увидите модуля «Предупреждение о смерти» если игрок не мертв.

Все это говорит нам о том, что необходимую информацию нужно отметить, лишнюю – снять (и, если нужно, отметить в другой ячейке).

4. Добавляем индикатор маны

Наша первая домашняя работа – пример добавления индикатора маны. Наш первый шаг – настроить его модуль.

  • Приоритет может быть любым – мана будет единственной в нашей ячейке для маны =)
  • Я выставляю игнор всех, у кого маны нет – мне мало важно сколько у роги энергии или ДК силы рун. Если вам это важно – снимите флажки.
  • Фильтр радиуса по сути не нужен – хватит того, что на здоровье
  • Флажок «Включено» нужен =)
  • На вкладке «Окраска» можно выбрать себе другой цвет маны, энергии, ярости или силы рун. Ну так, чисто поржать =)

Я выбираю положение полоски маны снизу. Кому-то нравится полоска маны сбоку, но мне это не по душе. Также, во вкладке «Фреймы – Полоса маны» проверьте установлен ли флажок «Мана» и сняты ли все другие флажки.

На этом установка полосы маны закончена. Просто, не правда ли?

5. Визуализируем лечение для друида

Приступаем к тому, что в последнее время очень сильно мне упростило процесс лечения – настройка отображения хотов. Сейчас, если вы настроили все так же, как и я, ваш фрейм выглядит примерно так:

Мы видим на нем поступающее лечение, хп и ману. Все. Для проверки хотов нам надо выделить цель, посмотреть на ее баффы, прикинуть время. Долго и неудобно, а от количества баффов зависит не только ХПС ХоТов, но и эффективность нуриша с одноименным символом (+6% за каждый ХоТ – это здорово, это здорово, это очень-очень хорошо). Короче, надо как-то получить визуализацию наших ХоТов на всем рейде, причем, со временем действия, чтобы видно было когда ХоТ упадет. Сперва мне в голову пришла идея с полосками вроде quartz баффов, но по размеру как полоса маны, но количество едущих элементов просто зашкалило бы, да и неудобно следить за временем по полосам, которые движутся с разной скоростью (правда неудобно. У кварца спасает только сортировка).

Выход из ситуации выглядит так когда ХоТы только что были развешены:

В данном случае у нас закончился буйный рост (его значок первый и его уже не видно) , через пару секунд кончится омоложение (второй значок, красный – пора кастовать), цело восстановление (третий, зеленый значок) и терпит жизнецвет (последний, желтый значок). ХоТов всего 4, так что 4 квадратиков нам хватает.

Я подошел к задаче с точки зрения элементарной зрительной памяти – у каждого хота свое место и между собой они сильно раздвинуты, то есть, с первого взгляда понятно что на ком висит (странно, но даже привыкать не пришлось). Настроим этот светофор.

6. Настройка IconBars

Спонсором визуализации является IconBar из аддона GridIndicatorIconBar . Нам нужно настроить, как уже говорилось ранее, модуль и ячейку. Начинаем с модуля:

Нам понадобится вкладка «Статус – Мои ХоТы». Сразу установим там частоту обновления (0.2-0.5 хватает) и приступим к настройке подпунктов «Моих ХоТов»:

Нам потребуется настроить 4 ХоТа: Восстановление, Омоложение, Буйный рост и Жизнецвет. Настройки у всех идентичны:

  • Цвет определяет цвет квадратика
  • Приоритет нам мало важен, так как для каждого квадратика будет своя ячейка
  • Показывать количество хотов – я не понял ваще что это но отметил ибо пусть будет если не мешает =)
  • Порог для цвета №2 – это оставшееся время действия хота, по достижении которого будет включен цвет № 2
  • Порог для цвета №3 – см. выше =)
  • Цвет №2 - цвет первого порога
  • Цвет №3 – цвет второго порога

Важна возможность самостоятельно устанавливать порог. Как писалось выше, я выбрал желтый цвет для предупреждения об окончании ХоТа, а оранжевый – для сигнала к немедленному касту. Делая поправку в 0.5-1.5 секунды на реакцию глаза-мозг-руки, я установил время второго порога = 2*время_каста или 2*ГКД, а время первого – 2*время_второго_порога. Таким образом, когда я кастую одно заклинание, я уже знаю что я буду кастовать после =)

Шаг следующий – размещаем наши квадратики. Вообще IconBar с легкостью поддерживает и иконки, то есть, можно прямо в него вставить иконки жизнецвета или того же восстановления, но я счет это нецелесообразным ввиду слишком мелкого размера квадратика. да и наглядности меньше, а где какой ХоТ я запомнил через пару минут очередного героика =)

Кстати, давайте сразу разберем мой порядок – почему он именно таков. А он таков только лишь по той причине, что именно этот порядок ярче всего отображает силу лечения каждого отдельного игрока в моем случае.

В идеале ДД (я в этой партии хожу от дд) лечатся только от БР и какую-то часть времени на всех, кроме танка, висит только БР. Первый квадратик подходит для роли почти всегда работающего лучше всего. он и сигнализирует мне о том, что в этого игрока можно влить нуриш с 20% прибавкой.

Вторым заклинанием лечение будет омоложение – оно мощное, довольно долгое и дешевое по времени. Поэтому оно висит реже БР, но чаще других спеллов (бывает и чаще БР, но это исключительные случаи).

Третьим идет Восстановление. Ввиду того, что оно еще и лечит сразу после каста – оно третье, применяемое при «как все плохо».

Четвертым остается Лайфблум, который висит 95% времени только на танке.

Полоска из 4 баффов показывает, что персонаж под максимальным ХоТом и готов к максимальному по эффективности вливанию нуриша. Помимо этого, через несколько секунд он взорвется и отхилит себя (о чем любезно подсказывает цвет четвертого квадратика). Три квадратика – это ДД некисло получил по щщам. Два квадратика – обычное АОЕ, готов к воздействию усиленного нуриша. Один второй квадратик – пациенту можно вставить быстрое восстановление.

  • Тестовый режим позволит увидеть без лечения где будут размещаться иконки. Удобно при выборе местоположения иконок
  • Number of icons – количество иконок. Нам хватит 4. На первое время =)
  • Icon scale – это масштаб иконок. Мне хватает 0.6
  • Numbers of icons per row – количество иконок на строку. Если у вас штук 10 иконок – это полезно. При 4 – полезно разве что при размещении квадратом.
  • Icon spacing – расстояние между иконками. У меня оно крайне большое для того, чтобы быстро осознавать взглядом какой ХоТ активен. Чем иконки ближе, тем проще ошибиться в разных комбинациях ХоТов
  • Bar anchoring point – якорь, к которому привяжется местоположение панели
  • Unit frame attaching point – якорь фрейма
  • X-axis и Y-axis офсеты – это смещение по осям X и Y. Важны при выборе позиции вашего IconBar

Теперь настроим порядок, о котором я писал выше. Открываем вкладку «Фреймы – IconBar».


Grid - компактный аддон для рейда или группы обладает широчайшими настройками.
Компактно показывает состав и текущее состояние рейда или пати в виде сетки для лучшего восприятия состояния рейда при беглом осмотре, что очень полезно для сохранения концентрации в бою. С ним можно быстро оценить ситуацию не теряя драгоценного времени, не заострять внимание и не всматриваться в отдельные фреймы игроков. Он отображает действительно очень много нужной и полезной информации касающейся игроков. Позволяет настроить какую информацию вы хотите видеть и как она будет выводиться.
Grid включает в себя модули:

  • Здоровья
  • Мана / энергия
  • Входящее лечение
  • Модуль аггро (степень угрозы)
  • Бафы / дебафы
  • Расстояние
  • Поддержка петов и транспортных средств
Интересно реализована сама подача информации в зависимости от текущего состояния.
Для ее показа можно использовать:
  • Текст в центре.
  • Иконку в центре.
  • Рамку фрейма каждого игрока.
  • Прозрачность фрейма.
  • Цветные квадратики по четырем углам.

Так как аддон построен на блочной основе, для понимающих в написании аддонов не составит труда добавить новые статус модули или отображаемые индикаторы. Что придаст больше индивидуальности и позволит ещё более тонко настроить аддон под свои нужды.

Настройка аддона Grid через иконку на мини карте или используйте команду для чата /grid

Меню настроек хоть и выглядит весьма устрашающе из-за огромного функционала, поэтому мой вам совет - потратьте несколько минут на изучение возможностей, что бы добиться наибольшей информативности именно для вас.

Всем привет. Февраль-Март 2017 года запомнились для многих, кто работает с HTML и CSS тем, что большинство браузеров выпустили обновления, среди которых были и обновления для CSS. Теперь можно использовать спецификацию CSS Grid Layout без флагов в следующих браузерах: Firefox 52 , Chrome 57 , Opera 44 , Safari 10.1 . Какой из браузеров остался позади, думаю, вы догадываетесь. Точнее он поддерживает старую версию спецификации . Но разработчики этого браузера делают все возможное , чтобы внедрить новую спецификацию. Внедрение поддержки новой CSS Grid Layout спецификации - это самое значимое событие за прошедшие пять лет. Эта спецификация поменяет полностью подход к разработке пользовательских интерфейсов. И это круто.

Я использую Flexible Box Layout

Многие задаются вопросом: «Стоп, я использую flexbox, зачем мне еще какие-то grid’ы?». Вопрос более чем уместен. CSS Grid не заменит Flexbox и наоборот. Первое отличие - это то, что Flexbox работает только в одном измерении. Из этого следует, что мы можем размещать flex элементы только вдоль главной оси или вдоль поперечной оси. Мы не можем разместить flex элементы сразу на нескольких осях. CSS Grid в свою очередь нам позволяет работать с разметкой в двухмерном пространстве и выравнивать содержимое в обоих измерениях. Мне нравится как объясняет эту разницу Tab Atkins .

Одна из самых больших проблем при разработке пользовательских интерфейсов - это то, что при изменении дизайна, функционала или поведения любого блока приходится менять его разметку (в большинстве случаев). CSS Grid позволяет менять расположение grid элементов не меняя сам HTML. Ниже пример простой разметки на Flexbox и CSS Grid.

Основные термины



Прежде чем приступать к работе с CSS Grid, нужно разобраться с основными терминами. На основе этих терминов построена вся спецификация.

Grid container - это набор пересекающихся горизонтальных и вертикальных grid линий, которые делят пространство grid контейнера на grid области, в которые могут быть помещены grid элементы. Внутри grid контейнера есть два набора grid линий: один определяет ось столбцов, другой определяет ось строк.

Grid lines - это горизонтальные и вертикальные разделители grid контейнера. Эти линии находятся по обе стороны от столбца или строки. Автор может задать для данного элемента имя или числовой индекс, которые может использовать дальше в стилях. Нумерация начинается с единицы. Важный нюанс, данный элемент восприимчив к режиму написания, который используется на вашем ресурсе. Например, вы используете Арабский язык или любой другой язык у которого режим написания справа налево, то нумерация линий будет начинаться с правой стороны.

Grid track - это пространство между двумя смежными grid линиями, вертикальными или горизонтальными.

Grid cell - это наименьшая неделимая единица grid контейнера на которую можно ссылаться при позиционировании grid элементов. Образуется на пересечении grid строки и grid колонки.

Grid area - это пространство внутри grid контейнера, в которое может быть помещен один или больше grid элементов. Этот элемент может состоять из одной или более grid ячеек.

Каждый элемент тесно связан друг с другом и отвечает за определенную часть grid контейнера.

Первый CSS Grid макет

Мы разобрались с основными терминами. Пришло время сделать наш первый grid макет. Ничего сложного, простенький макет три строки на три колонки, чтобы разобраться с основами. Ниже вы можете увидеть пример.
В первом варианте из примера мы создаем три колонки размером 150px 1fr 150px и три строки размером 50px auto 50px соответственно. Обратите внимание на такие значения: 1fr , auto . Давайте разберемся, что это за значения.

1fr - это специальная единица измерения введенная в данной спецификации. Она не измеряется в каких-то конкретных единицах измерения (px , em , rem , др.) Из этого следует, что мы не можем использовать ее вместе с функцией calc() . Эта единица измерения не может быть меньше единицы, а также не может принимать отрицательные значения. Она рассчитывается после того, как все остальные значения, отличные от fr , были рассчитаны.

Auto - ведет себя довольно интересно и использует для расчета размеров хитрый алгоритм. В некоторых ситуациях может показаться, что эта единица измерения работает точно также как и fr . Но это не так. Главное отличие, auto будет рассчитан до того, как будет рассчитан fr . Об этом нужно помнить. Вы можете увидеть данное поведение из второго и третьего вариантов примера, который приведен выше.

Для разметки колонок и строк используются следующие правила:

Grid-template-columns: 150px 1fr auto; grid-template-rows: 50px auto 50px;
Сокращенная форма записи выглядит так:

Grid-template: 50px auto 50px / 150px 1fr auto;

Типичный шаблон на grid’ах

Давайте сделаем простенький шаблон с которым мы все знакомы. Ничего сложного, шаблон будет состоять из следующих тэгов: header , nav , aside , article , footer . Подавляющее большинство интернет ресурсов использует данный шаблон. Только знаете, даже в таком простом шаблоне наблюдается следующая проблема: «Я дизайнер, я так хочу. Я разработчик, я так не могу». С появлением CSS Grid Layout подобная проблема должна стремиться к нулю.
В данном примере мы знакомимся еще с несколькими свойствами CSS Grid Layout. Первое grid-template-areas . Оно используется для создания именованных областей grid контейнера, которые не связаны с каким-либо конкретным grid элементом. Синтаксис очень удобен, мы сразу видим какой шаблон получится на выходе. Второе свойство grid-area . Оно используется для дочернего элемента grid контейнера. Указывает в какую именованную область поместить grid элемент.

Давайте рассмотрим первый вариант grid-template-areas:

Grid-template-areas: "header header" "nav main" "footer ."
Один или больше идущих подряд символов. (точка) имеют особое значение. Если этот символ используется, то браузер его отрендерит как нулевой токен, что в свою очередь означает следующее: на его месте не будет создана именованная область grid контейнера и в нее нельзя поместить grid элемент.

Если мы не указали для какого-то дочернего grid элемента свойство grid-area , браузер автоматически распределит такие элементы. Такое поведение можно увидеть из последнего варианта, приведенного примера выше.

CSS Grid Layout - самая мощная система компоновки из доступных на данный момент в CSS. Это двумерная система, которая может обрабатывать как колонки так и строки, в отличии от Flexbox , который в значительной степени является одномерной системой. При работе с CSS Grid, вы применяете CSS правила и родительским элементам (которые становятся Grid контейнерами) и к дочерним элементам (которые становятся Grid элементами).

Введение

CSS Grid Layout (aka "Grid") - это двумерная система компоновки основанная на сетке, цель которой заключается в том чтобы полностью изменить способ проектирования пользовательских интерфейсов основанных на сетке. CSS всегда использовался для разметки веб-страниц, но никогда не делал эту работу хорошо. Сначала мы использовали таблицы, потом обтекания (floats), позиционирование и инлайновые блоки (inline-block), но все эти методы по существу являются просто хаками и опускают много важных функциональных возможностей (например, вертикальное выравнивание). Flexbox помог, но он предназначен для более простых одномерных макетов, а не для сложных двумерных (на самом деле Flexbox и Grid очень хорошо работают вместе). CSS Grid"ы - это первый модуль созданный специально для решения проблем компоновки, которые до сих пор мы решали с помощью хаков при создании сайтов. Есть две основные вещи, которые вдохновили меня на создание этого руководства. Первое, это замечательная книга от Rachel Andrew"s Get Ready for CSS Grid Layout. Это подробное и понятное введение в CSS Grid"ы, которое является основой для всей этой статьи. Я настоятельно рекомендую купить и прочитать его. Вторая вещь, которая меня вдохновила - это A Complete Guide to Flexbox (Полное руководство по Flexbox) от Chris Coyier"s, которая стала моим основным ресурсом по Flexbox. Она помогла большому количеству людей, о этом свидетельствует тот факт, что это лучший результат в поисковой выдаче при запросе"Flexbox" в Google. Вы увидите много похожего между этой статьей и моей, потому что почему бы не украсть у лучших?

Моя цель в этом руководстве - это возможность представить вам концепции CSS Grid"ов так как они существуют в самой последней версии спецификации. Поэтому я не буду освещать устаревший синтаксис для IE и сделаю всё возможное, чтобы это руководство регулярно обновлялось, по мере изменения спецификации.

Основы и поддержка браузерами

Для того чтобы начать работу, нам нужно определить элемент-контейнер с помощью , настроить размеры колонок и строк с помощью и , а также разместить его дочерние элементы внутри сетки с помощью и . Так же как и во Flexbox, порядок элементов в источнике сетки, не имеет значения (прим. переводчика: в HTML разметке) . Ваш CSS может размещать их в любом порядке, что собственно упрощает перегруппировку сетки с помощью медиа запросов. Представьте, что вы определяете разметку всей страницы, а затем полностью переставляете её, чтобы разместить элементы под другую ширину экрана всего лишь с помощью нескольких CSS строк кода. CSS Grid - это один из самых мощных CSS модулей, представленных когда-либо. По состоянию на март 2017 года, многие браузеры уже поддерживают CSS Grid, без префиксов: Chrome (включая Android), Firefox, Safari (включая iOS), и Opera. Internet Explorer 10 и 11 поддерживают его но с реализацией более старого синтаксиса. Была анонсирована поддержка в Edge, но её пока нет.

CSS Grid Layout (level 1)

Chrome for Android

Помимо Microsoft, производители браузеров по всей видимости придерживают запуск CSS Grid"ов в свободное плавание, пока спецификация не будет полностью готова. И это хорошо, потому что нам не придется заботится об изучении нескольких синтаксисов.

Это всего лишь вопрос времени, когда вы сможете использовать Grid"ы в продакшене. Но самое время, чтобы узнать о нём побольше.

Важная терминология

Перед тем как мы погрузимся в концепцию Grid"ов, важно понимать её терминологию. Так как используемые здесь термины концептуально похожи, их довольно легко перепутать друг с другом, если с самого начала не запомнить их значения, определённые в спецификации. Не волнуйтесь их не так много.

Контейнер сетки

Элемент к которому применяется . Это прямой родитель для всех элементов сетки. В этом примере container является контейнером.

Элемент сетки

Дочерние элементы (прямые потомки) контейнера. Здесь item это элемент сетки, но не sub-item .

Линия сетки

Разделительные линии, составляющие структуру для сетки. Они могут быть вертикальными ("линии колонок") или горизонтальными ("линии строк") и располагаться по обе стороны от строки или столбца. На изображении жёлтая линия является примером вертикальной линии (линией колонки).

Трек сетки

Пространство между двумя соседними линиями. Вы можете думать об этом как о столбцах или строках сетки. Вот трек между второй и третьей линией строк.

Ячейка сетки

Пространство между линиями двух соседних строк и двух соседних столбцов. Это отдельная "единица измерения" сетки. Вот пример ячейки между линиями строк 1 и 2, линиями колонок 2 и 3.

Область сетки

Общее пространство окружённое четырьмя линиями. Область может состоять из любого количества ячеек. Вот пример области между строками 1 и 3, и колонками 1 и 3.

Свойства для контейнера

Свойства для элементов

Свойства для родительского элемента (Контейнера сетки)

display

Определяет элемент как контейнер и устанавливает новый контекст форматирования сетки для его содержимого.

Значения:

  • grid - формирует сетку как блок;
  • inline-grid - формирует сетку как инлайновый блок;
  • subgrid - если ваш контейнер это ещё и элемент (вложенная сетка), то вы можете использовать это свойство для обозначения того, чтобы размеры строк/колонок были взяты из родительского элемента, а не определяли собственный;
.container { display: grid | inline-grid | subgrid; }

Обратите внимание на то, что column , float , clear и vertical-align не дадут никакого эффекта на контейнере.

grid-template-columns grid-tempate-rows

Определяет колонки и строки сетки с помощью списка значений разделённого пробелами. Значения представляют из себя размер трека, а пробелы между ними представляют линии сетки.

Значения:

  • - может быть фиксированным размером, процентами или частью свободного пространства в сетке (определяется с помощью единицы fr (fraction));
  • - произвольное имя на ваш выбор;
.container { grid-template-columns: ... | ...; grid-template-rows: ... | ...; }

Когда вы оставляете пустое пространство между значениями треков, линиям сетки автоматически присваиваются числовые имена:

Container{ grid-template-columns: 40px 50px auto 50px 40px; grid-template-rows: 25% 100px auto; }

Но вы можете называть линии явно. Обратите внимание на синтаксис для их названия:

Container { grid-template-columns: 40px 50px auto 50px 40px ; grid-template-rows: 25% 100px auto ; }

Обратите внимание на то что у линии может быть несколько названий. Например, здесь у второй линии будет два названия: row1-end и row2-start:

Container{ grid-template-rows: 25% 25% ; }

Если в вашем определении содержатся повторяющиеся части, то можно использовать нотацию repeat() :

Container { grid-template-columns: repeat(3, 20px ) 5%; }

Тоже самое что и:

Container { grid-template-columns: 20px 20px 20px 5%; }

Единица fr позволяет вам настраивать размер треков как часть свободного пространства в контейнере. Вот пример, который устанавливает каждому элементу одну третью ширины контейнера.

Container { grid-template-columns: 1fr 1fr 1fr; }

Свободное пространство высчитывается после вычисления всех фиксированных элементов. В этом примере, общее количество свободного пространства для единиц fr не будет включать в себя 50px.


grid-template-areas

Определяет шаблон сетки ссылаясь на имена областей, которые заданы с помощью свойства . Повторение названия области приводит к тому, что содержимое охватывает эти ячейки. Точка означает пустую ячейку. Сам синтаксис предоставляет визуализацию структуры сетки.

Значения:

.container { grid-template-areas: " | . | none | ..." "..."; }

Item-a { grid-area: header; } .item-b { grid-area: main; } .item-c { grid-area: sidebar; } .item-d { grid-area: footer; } .container { grid-template-columns: 50px 50px 50px 50px; grid-template-rows: auto; grid-template-areas: "header header header header" "main main . sidebar" "footer footer footer footer"; }

Пример выше создаст сетку из 4 колонок и 3 строк. Вся верхняя строка будет состоять из области header . Строка по середине будет состоять из области main , занимающей две колонки, пустой ячейки и области sidebar , которая занимает одну колонку. Последняя строка будет состоять только из области footer .


У каждой строки должно быть одинаковое количество ячеек. Вы можете использовать любое количество примыкающих точек для объявления пустых ячеек. Пока между точками нет пробелов, они представляют одну ячейку.

Обратите внимание на то, что вы никак не называете линии, только области. Когда вы используете такой синтаксис, линии на обоих концах областей будут именоваться автоматически. Если ваша область называется foo , то название первых линий для строк и столбцов будет foo-start , а название для последних линий строк и столбцов будет foo-end . Это означает, что у некоторых линий может быть несколько имён, как нашем случае, у самой левой линии будет три названия: header-start, main-start, и footer-start.

grid-template

Значения:

.container { grid-template: none | subgrid | / ; }

Он также принимает более сложный, но довольно удобный синтаксис, для указания всех трёх свойств. Вот пример:

Container { grid-template: 25px "header header header" "footer footer footer" 25px / auto 50px auto; }

Что эквивалентно следующему:

Container { grid-template-rows: 25px 25px ; grid-template-columns: auto 50px auto; grid-template-areas: "header header header" "footer footer footer"; }

Так как grid-template не сбрасывает неявные свойства ( , , и ), а в большинстве случаев, вероятно, вы бы захотели это сделать, рекомендуется использовать свойство , вместо grid-template .

# grid-column-gap grid-row-gap

Определяет размер ширины линий. Вы можете думать об этом, как о настройке ширины отступов между столбцами и строками.

Значения:

  • - значение размера;
.container { grid-column-gap: ; grid-row-gap: ; }

Container { grid-template-columns: 100px 50px 100px; grid-template-rows: 80px auto 80px; grid-column-gap: 10px; grid-row-gap: 15px; }

Отступы создаются только между колонками и строками, но не для внешних краев сетки.

Значение:

  • - значения размеров;
.container { grid-gap: ; }

Container{ grid-template-columns: 100px 50px 100px; grid-template-rows: 80px auto 80px; grid-gap: 10px 15px; }

justify-items

строки столбца

Значения:

  • start - выравнивает содержимое по левой стороне области;
  • end - выравнивает содержимое по правой стороне области;
  • center - выравнивает содержимое по центру области;
  • stretch
.container { justify-items: start | end | center | stretch; }

Container { justify-items: start; } .container{ justify-items: end; } .container{ justify-items: center; } .container{ justify-items: stretch; }

align-items

Выравнивает содержимое вдоль оси столбца (в отличии от который выравнивает элементы вдоль оси строки ). Это значение применяется ко всем элементам сетки внутри контейнера.

Значения:

  • start - выравнивание элементов по верхней части области;
  • end - выравнивание элементов по нижней части области;
  • center - выравнивание элементов по центру области;
  • stretch
.container { align-items: start | end | center | stretch; }

Container { align-items: start; } .container { align-items: end; } .container { align-items: center; } .container { align-items: stretch; }

justify-content

Иногда общий размер сетки может быть меньше размера контейнера. Такое может случится если у всех элементов сетки заданы фиксированные единицы измерения, например px . В таком случае можно установить выравнивание сетки внутри контейнера. Это свойство выравнивает сетку вдоль оси строки столбца ).

Значения:

  • start - выравнивает сетку по левой стороне контейнера;
  • end - выравнивает сетку по правой стороне контейнера;
  • center
  • stretch - масштабирует элементы чтобы сетка могла заполнить всю ширину контейнера;
  • space-around
  • space-between
  • space-evenly
.container { justify-content: start | end | center | stretch | space-around | space-between | space-evenly; }

Container { justify-content: start; } .container { justify-content: end; } .container { justify-content: center; } .container { justify-content: stretch; } .container { justify-content: space-around; } .container { justify-content: space-between; } .container { justify-content: space-evenly; }

align-content

Иногда общий размер сетки может быть меньше размера контейнера. Такое может случится если у всех элементов сетки зада фиксированные единицы измерения, например px . В таком случае можно установить выравнивание сетки внутри контейнера. Это свойство выравнивает сетку вдоль оси колонки (в отличии от свойства , которое выравнивает сетку вдоль оси строки ).

Значения:

  • start - выравнивает сетку по верхней части контейнера;
  • end - выравнивает сетку по нижней части контейнера;
  • center - выравнивает сетку по центру контейнера;
  • stretch - масштабирует элементы чтобы сетка могла заполнить всю высоту контейнера;
  • space-around - одинаковое пространство между элементами, и полуразмерные отступы по краям;
  • space-between - одинаковое пространство между элементами, без отступов по краям;
  • space-evenly - одинаковое пространство между элементами, и полноразмерные отступы по краям;
.container { align-content: start | end | center | stretch | space-around | space-between | space-evenly; }

Container { align-content: start; } .container { align-content: end; } .container { align-content: center; } .container { align-content: stretch; } .container { align-content: space-around; } .container { align-content: space-between; } .container { align-content: space-evenly; }

grid-auto-columns grid-auto-rows

Определяет размер любых автоматически созданных треков (иначе говоря, неявных треков ). Неявные треки создаются при явном позиционировании столбцов и строк (через /), которые находятся за пределами заданной сетки.

Значения:

  • - может быть фиксированным размером, процентами, или частью свободного пространства в сетке (с использованием единицы fr);
.container { grid-auto-columns: ...; grid-auto-rows: ...; }

Чтобы проиллюстрировать то как создаются неявные треки, посмотрите на это:

Пример выше создаст сетку 2 x 2.

А теперь представьте, что вы позиционируете элементы сетки с помощью и следующим образом:

Item-a { grid-column: 1 / 2; grid-row: 2 / 3; } .item-b { grid-column: 5 / 6; grid-row: 2 / 3; }

Мы сказали чтобы элемент.item-b начинался с 5 линии и заканчивался на 6 линии, по оси столбцов, но мы не определяли линии 5 и 6 . Так как мы ссылаемся на не существующие линии, неявные треки с шириной 0 были созданы чтобы заполнить пробелы. Мы можем использовать и чтобы указать ширину этим неявным трекам:

Container { grid-auto-columns: 60px; }

grid-auto-flow

Если у вас есть элементы, которые вы явно не позиционируете в сетке, запускается алгоритм авто-размещения, чтобы их автоматически разместить. Это свойство контролирует то как алгоритм авто-размещения работает.

Значения:

  • row - говорит алгоритму авто-размещения заполнять каждую строку поочерёдно, добавляя новые строки при необходимости;
  • column - говорит алгоритму авто-размещения заполнять каждую колонку поочерёдно, добавляя новые колонки при необходимости;
  • dense - говорит алгоритму авто-размещения попытаться заполнить дыры в сетке, если более мелкие элементы появляются позже;
.container { grid-auto-flow: row | column | row dense | column dense }

Обратите внимание на то что dense может привести к тому, что ваши элементы будут отображаться не по порядку.

Рассмотрим следующий HTML:

item-a
item-b
item-c
item-d
item-e

Вы определили сетку с пятью колонками и двумя рядами, а свойство grid-auto-flow установили в row (оно же значение по умолчанию).

Container { display: grid; grid-template-columns: 60px 60px 60px 60px 60px; grid-template-rows: 30px 30px; grid-auto-flow: row; }

При размещении элементов в сетке, вы указываете позиции только для двух из них:

Item-a { grid-column: 1; grid-row: 1 / 3; } .item-e { grid-column: 5; grid-row: 1 / 3; }

Так как мы установили grid-auto-flow в row , наша сетка будет выглядеть как на изображении ниже. Обратите внимание на то, как три элемента которые мы не расположили (item-b , item-c и item-d ) перетекают через пустые строки:

Если вместо этого мы установим свойство grid-auto-flow в column , элементы item-b , item-c and item-d будут перетекать сквозь колонки:

Container { display: grid; grid-template-columns: 60px 60px 60px 60px 60px; grid-template-rows: 30px 30px; grid-auto-flow: column; }

grid

Сокращение для настройки всех следующих свойств: , и , а все остальные свойства устанавливаются в начальные значения. Всё что вы делаете, это указываете имена строк и размеры треков в строке соответствующим областям сетки. Это проще всего описать на примере:

Container { grid: "header header header" 1fr "footer footer footer" 25px / auto 50px auto; }

Это эквивалентно следующему:

Container { grid-template-areas: "header header header" "footer footer footer"; grid-template-rows: 1fr 25px ; grid-template-columns: auto 50px auto; }

Свойства для дочерних элементов (Grid элементы)

grid-column-start grid-column-end grid-row-start grid-row-end

Определяют местоположение в сетке ссылаясь на конкретные линии. grid-column-start / grid-row-start - это линия с которой начинается элемент, а grid-column-end / grid-row-end - это линия на которой элемент заканчивается.

Значения:

  • - может быть числом ссылающимся на пронумерованную линию, или названием ссылающимся на именованую линию;
  • span - элемент, который будет охватывать предоставленное количество треков;
  • span - элемент будет будет охватывать пока не достигнет линии с указанным названием;
  • auto - указывает автоматическое размещения, автоматическое охват, или охват по умолчанию;
.item { grid-column-start: | | span | span | auto grid-column-end: | | span | span | auto grid-row-start: | | span | span | auto grid-row-end: | | span | span | auto }

Item-a { grid-column-start: 2; grid-column-end: five; grid-row-start: row1-start grid-row-end: 3 }
.item-b { grid-column-start: 1; grid-column-end: span col4-start; grid-row-start: 2 grid-row-end: span 2 }

Если grid-column-end / grid-row-end не объявлены, элемент будет охватывать 1 трек по умолчанию.


Grid-row-start + + + .

Значения:

  • - название, которое вы выберите;
  • / / / - может быть нумерацией или названиями линий;
.item { grid-area: | / / / ; }

Как способ назначить название элементу:

Item-d { grid-area: header }

Как сокращение для grid-row-start + grid-column-start + grid-row-end + grid-column-end:

Item-d { grid-area: 1 / col4-start / last-line / 6 }

justify-self

строки столбца

Значения:

  • start - выравнивает содержимое по левой части области;
  • end - выравнивает содержимое по правой части области;
  • center
  • stretch - заполняет всю ширину области (по умолчанию);
.item { justify-self: start | end | center | stretch; }

Item-a { justify-self: start; } .item-a { justify-self: end; } .item-a { justify-self: center; } .item-a { justify-self: stretch; }

align-self

Выравнивает содержимое элемента вдоль оси столбца (в отличии от, который выравнивает вдоль оси строки ). Это значение применяется к содержимому внутри отдельного элемента.

Значения:

  • start - выравнивает содержимое по верхней части области;
  • end - выравнивает содержимое по нижней части области;
  • center -выравнивает содержимое по центру области;
  • stretch - заполняет всю высоту области (по умолчанию);
.item { align-self: start | end | center | stretch; }

Item-a { align-self: start; } .item-a { align-self: end; } .item-a { align-self: center; } .item-a { align-self: stretch; }