Как сделать идеальное портфолио графического дизайнера? Примеры портфолио и типичные ошибки Мое портфолио дизайнер

Что включать в свое портфолио? Сколько проектов должно быть? Что если у меня еще не было реализованных проектов? Ити и много других вопросов разберем в этой статье.

Этот пост как для начинающих дизайнеров интерьера, так и для тех, кто хочет привнести в свое портфолио что-то новое и интересное. Поговорим о смысловом наполнении, технической стороне и об эстетике портфолио, также я поделюсь своими секретами удачного портфолио дизайнера интерьера.

Данные советы подойдут не только, если вы хотите впервые собрать и оформить свои проекты, но и если вы планируете обновить электронное или распечатанное портфолио.

Сразу предупреждаю, пост будет длинный, сказать нужно много, поэтому заварите себе чай/кофе или сделайте горячий шоколад и выделите минут 30 на эту статью. Приятного чтения! Также посмотрите короткое видео, где я вкратце разбираю эту тему.

" data-provider-name="YouTube">

Во-первых, хочу разделить тему портфолио дизайнера интерьера на 3 смысловые темы, так как в зависимости от того, на какой стадии находится дизайнер интерьера и кому он планирует показывать эти работы, будет зависеть наполнение портфолио:

    Портфолио начинающего дизайнера интерьера

    Портфолио уже состоявшегося дизайнера

    Портфолио для поступления на направление «Дизайн интерьера»

Этим трем пунктам будет посвящена наибольшая часть статьи. На мой взгляд, у дизайнера интерьера, как начинающего так и опытного, должно быть несколько портфолио по разным направлениями и тематиками, это как разные платья для разных поводов: коктейльное, вечернее в пол, летнее для прогулок и тп.

В конце статьи я затрону темы:

    Воровство портфолио

    Техническая сторона

    Наполнение

    Эстетика

    Итоговые советы

    Полезные ресурсы, книги и примеры портфолио

1. Портфолио начинающего дизайнера интерьера

Я его условно называю «портфолио студента» и этому типу портфолио будет посвящена наибольшая часть моего блог-поста. Следующие советы подойдут как «свежевыпустившимся» дизайнерам, так и студентам направления «Дизайн интерьера», у которых, как правило, нет опыта реализованных проектов.

Только выпустившийся дизайнер, обычно, начиная создавать свое портфолио, делает его несколько абстрактным и общим, “все в кучу“, что называется, включая разные проекты и направления дизайна. Это неплохой вариант для начала, главное отобрать лучшее и вычистить ненужное.

В таком портфолио могут быть следующие блоки:

Первый блок - учебные проекты, которые содержат качественные рабочие чертежи (что очень ценят при приеме на вакансии в дизайн-студиях), 3D рендеры, интерьерные скетчи. Это продемонстрирует ваш профессионализм. В этом блоке хорошо будет показать развитие идеи от концепта до итоговой визуализации. Можно разбить этот раздел на жилые и общественные помещения;

Второй блок - быть конкурсные проекты, не все могут ими похвастаться, но которые показывают вашу амбициозность, креативность и смелость идеи;

Третий блок - частные проекты, если они все-таки уже были и вы считаете их удачными (возможно, это проект вашей студии или квартиры друзей). Как правило, у новичков «живых» проектов еще нет, или они не реализованы (такое часто бывает в дизайне интерьера: клиент заказывает проект, дизайнер все подготавливает: идею, чертежи и картинки, а потом, к примеру, у клиента заканчиваются деньги и проект “подвисает” или реализовывается без авторского надзора со всеми вытекающими последствиями; порой изначальный проект просто не узнать в том, что получилось). В любом случае, если есть опыт реальной практики, то полезно включить его, как говорится, “за одного битого двух небитых дают“;

Четвертый блок - академические работы, хобби. Здесь можно разместить ваши работы по живописи и рисунку, или профессиональные фотографии, если вы увлекаетесь съемкой; возможно, вашим хобби является графический дизайн или разработка логотипов, предлагаю включить несколько примеров такого «чистого творчества» в свое портфолио, это лучше раскроет вас как личность, индивидуальность для работодателя или клиента.

Кому показываем портфолио?

Наполнение портфолио начинающего дизайнера зависит от того, кому его будут показывать: потенциальному работодателю или будущему клиенту.

Рассмотрим популярный вариант - когда начинающий дизайнер хочет работать на себя, над частными проектами, а не устраиваться в фирму (иногда их называют «частный дизайнер интерьера»). Каким в этом случае будет самое выигрышное портфолио?

Прежде всего, важно определиться, над какими проектами вы больше всего хотите работать. Что это конкретно? Варианты:

    Небольшие квартиры эконом-варианта (самая распространенная тема для начала)

    Салоны красоты

    Кафе, рестораны

    Загородные дома

    Детские сады

    Отели, аквапарки, какие-то крупные общественные пространства (пока из области фантастики для новичка, вряд ли кто-то доверит “свежеиспеченному” дизайнеру такие проекты вести в одиночку; но если в команде дизайн-бюро - то это, безусловно, возможно).

“ Наполнение портфолио дизайнера интерьера зависит от того, кому его будут показывать: потенциальному работодателю или будущему клиенту. ”

Понятно, что большинство выпускников хотят работать над интересными крупными проектами, именно об этом мечтают, когда учатся на дизайнера, но часто приходится начинать с малого, обычно с небольших квартир со скромным бюджетом. Когда я училась в СПбГХПА им. Штиглица на кафедре интерьера (6 лет обучения, магистратура), у нас были самые разные темы учебных проектов: акваклуб, ресторан на 60 посадочных мест, квартира, дом на семью из 3-5 человек (мы сами придумывали себе портрет и увлечения заказчика), выставочное пространство, книжный магазин, парк развлечений.

Два пути

По сути, у вас, как у новичка два пути: или устроиться в дизайн-фирму и работать над большими и интересными проектами, тут водится «крупная рыба», но здесь, скорее всего, вы поначалу будете играть роль чертежника или 3D визуализатора, так как обычно, в подобных студиях, гениальных идей у всех и так предостаточно, нужны как раз хорошие исполнители. Общаться лично с заказчиком вам вряд ли дадут, во всяком случае, в первые годы работы (мало ли, еще “уведете” клиента, так размышляет руководитель), так что готовьтесь много чертить и рендерить, быть «рабочей лошадкой».

На этой позиции очень легко «застрять» на долгие годы, особенно если вы не слишком амбициозны, а возможно, это именно то, чего вы и хотели, вообщем, имейте в голове план и думайте о развитии своей карьеры. Можно условиться с собой и поработать в подобных фирмах пару-тройку лет, чтобы набраться опыта, посмотреть как ведутся большие проекты, подняться до уровня руководителя проекта, увидеть всю эту «кухню» изнутри, понять как индустрия дизайна работает, всю ее изнанку. После этого можно выходить в свободное плавание, открывать свое дизайн-бюро, иногда даже уводя за собой некоторых клиентов и коллег, часто такова реальность в дизайн-фирмах.

Второй вариант: работать на себя сразу, но тут не ждите «крупной рыбы» и «богатых» заказов, вы пока неопытны, здесь вы скорее всего будете “рыбачить” на квартиры эконом класса, салоны красоты и кафе максимум. Конечно, по мере роста, накопления опыта, знаний и мастерства будут «расти» ваши заказы и приходить все более состоятельные клиенты со все более интересными задачами.

Убедить клиента своим портфолио

Важно понять, что клиент малогабаритной квартиры и клиент первоклассного ресторана в Альпах -это совершенно разные заказчики, но и первых и вторых надо убедить своим портфолио в том, что вы сможете успешно, в бюджет и в срок выполнить проект для них. Тут своими невероятными, слишком яркими, футуристическими и смелыми учебными и конкурсными проектами вы можете только отпугнуть клиента. «Сумасшедшая творческая личность попалась! Еще сделает мне черным потолки и стены бетонными, лучше держаться от такого подальше!» - может тут подумать заказчик и, в принципе, будет прав, поставьте себя на его место. По статистике, процентов 80 заказчиков в Санкт-Петербурге и Москве предпочитают классику или современные, но спокойные, выдержанные в нейтральной гамме интерьеры.

“ По статистике, 80 % заказчиков в Петербурге и Москве предпочитают классику или современные, но спокойные, выдержанные в нейтральной гамме интерьеры.”

Яркие идеи и эффектные проекты-концепции начинающих дизайнеров лучше работают, если вы хотите устроиться в дизайн-бюро, плюс, там смотрят на качество и профессионализм ваших чертежей – так руководитель фирмы может увидеть ваш потенциал, поймет, что вы много всего умеете с технической точки зрения и может взять вас на работу.

В случаях с частными заказчиками, ваши работы должны быть на конкретную тематику, в идеале, в портфолио должны быть качественные фото реализованных проектов. Да, это непросто для новичка, но надо стремиться к этому, обговорить возможность фотосъемки с заказчиком в начале работы и как только вы на финальных стадиях проекта, пусть даже и небольшого - тут же приглашайте знакомого фотографа и отснимите интерьер, пока он не «оброс бытом». Важно сделать качественные фотографии, которые будут достойно смотреться в портфолио или в рамке на стене вашего офиса. Подумайте, ведь по сути фото - это ваш единственных артефакт и самый сильный козырь.

К примеру, это может быть акцент на дизайн квартир-студий. Даже 2 отснятых квартиры сослужат вам хорошую службу и вызовут доверие новых клиентов. Часто у начинающих дизайнеров еще нет весомого багажа реализованных интерьеров, тогда можно поместить в портфолио проект своей «однушки» или квартиры родственника/друга, сделав его по всем этапам реального проектирования. Другая идея: взять свой полноценный завершенный проект на аналогичную тематику из учебных, если он достаточно хорош и проработан. Тут уместно будет добавить муд-борды (дизайн-борды), визуализации, немного чертежей. Делайте акцент именно на визуальную составляющую, чтобы заказчику все было понятно.

Еще раз хочу заострять ваше внимание: если у вас есть качественные воплощенные проекты -фокусируйтесь именно на них при создании портфолио для заказчика и обязательно прикладывайте фото реализованных интерьеров.

Иногда нужно под каждого клиента немного деформировать свое портфолио. К примеру, если нужен дизайн кафе, то, соответственно, постарайтесь в своем портфолио показать хотя бы один-два проекта кафе/ресторанов и выгодно их представить в самом начале. В случае, когда заказчик пришел к вам за дизайном общественного пространства - не стоит перенасыщать портфолио проектами квартир. Если к вам пришли за проектом квартиры или загородного дома, то идея та же. Что клиенту надо - то ему и показывайте.

“ Что клиенту надо – то ему и показывайте. ”

В ситуации, когда реализованных проектов нет, можно взять что-то из учебных проектов или, если там нет ничего подходящего, сделать новый концепт на заданную тему. Напомню, что во время учебы в СПбГХПА им. Штиглица, нам давали разные задания: и загородные дома, и квартиры, аквапарк, выставочное пространство, магазин, чтобы мы тренировались на разных темах и понимали особенности и специфику каждой их них, это очень помогает в дальнейшей практике.

По мере роста себя как дизайнера, отсеивайте из своего портфолио учебные и не самые лучшие первые проекты, оставляя только «самый сок», самые удачные. Не перегружайте портфолио, будьте избирательны в том, что вы показывайте, отсеивайте лишнее, вычищайте и шлифуйте свое портфолио, желательно каждый год-полтора.

“ Не перегружайте портфолио, будьте избирательны в том, что вы показывайте, отсеивайте лишнее.”

Портфолио для клиента VS портфолио для фирмы. Главное отличие

Итак, главное отличие в содержании портфолио начинающего дизайнера для дизайн-студий и для частных клиентов - в первом случае важен пакет чертежей, показывающий что вы профессиональный чертежник, 3D визуализатор, художник-проектировщик, подчеркните знание графических редакторов, в целом, тут нужно учесть все, что демонстрирует Ваши навыки и владение компьютерными программами и скетчингом. Если скетчинг у вас пока «хромает», добро пожаловать на мои видео-курсы, подробнее программу и скетчи смотрите .

В портфолио для дизайн-студий хорошо продемонстрировать ваш потенциал благодаря студенческим и конкурсным проектам или просто смелым идеям. Покажите все, на что вы способны, также работодатели очень любят, когда видно развитие какой-то конкретной идеи: как она зарождалась в скетчах и потом проявилась в чертежах и итоговых картинках, из серии «от эскиза-почеркушки - до красивой визуализации».

“ Покажите в портфолио развитие идеи: как она зарождалась в скетчах и потом проявилась в чертежах и итоговых картинках, это всегда интересно и подкупает.”

В случае с портфолио для частных клиентов, лучше всего показывать результаты уже выполненных проектов (фотографии интерьеров), рисунки цветом, скетчи, 3D рендеры, наглядно показывающие Ваш опыт и умение. Максимум «визуалки», ведь клиент «любит» глазами! Наверняка вы листали журналы по интерьерам и архитектуре: “AD”, “Salon”, “Лучшие интерьеры” и тп. Вспомните, как там представляют проекты? Максимум красивых фото и совсем чуть-чуть чертежей, обычно чистый и понятный план с расстановкой мебели, и все, другой “чертежки“ нет.

Конкурсные проекты хороши для портфолио в фирмы, в портфолио для заказчиков такие проекты работают тоже, но только если вы реально что-то выиграли, например, конкурс на лучший дизайн-проект ресторана (как я в 2008 году в конкурсе «IDEA. Restaurant») или лучший проект в номинации “Архитектура“ как мой проект центра экологии: . Включите фото или интервью, а если фото ваших проектов опубликованы в интерьерном журнале (типа Salon или AD), это создаст некий ореол «звездности», «супер-таланта» и творческой личности вокруг вас. Многим клиентам это очень понравится! Им будет приятно и лестно, что за их проект берется такой талантливый дизайнер, возможно, будущая звезда и при этом за такую разумную цену по сравнению с большими дизайн-бюро.

Отличной идеей будет сделать пару проектов специально для портфолио и вставить туда то, что нравится и хочется делать в плане стилистики, тематики, даже площади помещений. В этих проектах вы можете раскрыться на 100%. Да, это более времязатратно, но помните, что от первой встречи с заказчиком и демонстрации вашего портфолио буквально зависит будете ли вы делать этот заказ или нет.

“ От первой встречи с заказчиком и демонстрации вашего портфолио буквально зависит будете ли вы делать этот заказ или нет.”

2. Портфолио более опытного или уже состоявшегося дизайнера интерьера

Здесь все уже намного проще, у вас есть опыт работы за плечами, несколько десятков реализованных объектов. Полезно будет включить отзывы и рекомендации от прошлых заказчиков, это великолепно работает на встречах с новыми клиентами! Отзывы и фотографии реализованных проектов - это ваш главный козырь перед начинающими дизайнерами.

Пару раз в год пересматривайте свое портфолио и отсеивайте устаревшие проекты, заменяя их на свежие и удачные. Не перегружайте свое портфолио, желая внести все что наработано годами, это очень утомляет. Достаточно показать 5-6 проектов, ориентируйтесь на 15-20 листов в портфолио.

“ Достаточно показать 5-6 проектов, ориентируйтесь на 15-20 листов в портфолио. ”

Добавьте скетчей от руки, это здорово «оживит» общее впечатление. Подробнее об интерьерном скетчинге маркерами и моих самых популярных видео-курсах скетчинга смотрите .

Если вы опытный дизайнер интерьера и при этом с амбициями, то наверняка у вас уже есть несколько публикаций ваших проектов в журналах. Обязательно добавьте их в свое портфолио и на сайт, например, в раздел «Пресса о нас». Возможно, у вас также есть какие-то награды в области дизайна, включите упоминания о них, поверьте, клиентам понравится.

Отличной идеей также будет включить ваши фото с лидирующих выставок по дизайну интерьера: Maison&Objet или Isaloni, это покажент заказчику, что вы следите за тенденциями, что вы “на волне“. Посмотрите пример моих фото с выставки Maison&Objet .

Здесь главная идея не перегружать свое портфолио, а лучше даже иметь два-три на разные темы, ориентируясь на каждого отдельно-взятого клиента: если к вам пришли с заказом на загородный дом, то 80% портфолио должно быть посвящено вашим проектам по домам, если ресторан - то интерьерам кафе, ресторанов, общественных пространств, идея понятна.

“ Если к вам пришли с заказом на загородный дом, то 80% портфолио должно быть посвящено вашим проектам по домам, если ресторан - то интерьерам кафе, ресторанов, общественных пространств.”

Важно также стараться доводить все свои проекты до финальной съемки, ведь это ваш главный козырь как опытного дизайнера перед начинающим - показать в своем портфолио фотографии реализованных интерьеров.

Если вы хотите расшириться и нанять больше сотрудников, то можно показать проекты в разных стилях, это привлечет больше клиентов. А можно, напротив, сфокусироваться на своем авторском стиле, если вы целитесь в звезды мирового уровня вроде Келли Хопен или Карима Рашида. Подумайте, какой подход импонирует вам больше?

Важно показать в таком портфолио то, что вы хорошо чувствуете цвет и колористику, композицию, обладаете навыками рисования и возможно, азами компьютерных программ. Колористику можно продемонстрировать даже на примере абстракций или разбора работ таких художников как, например, Кандинский, Пауль Клее, Моранди, Мондриан. Рисование - на примере рисования архитектурных деталей, скетчей. Можно включить несколько натюрмортов и гипсовых голов. Продемонстрируйте свои художественные способности, покажите, что вы подходите для этого ВУЗа или дизайн-школы. Если вы увлекаетесь фотографией, включите несколько удачных фото. Тут важно показывать свои реальные работы, иногда кстати их даже не просят компоновать в портфолио, достаточно всего лишь принести папку с рисунками.

Приглашаю вас пройти мои онлайн видео-курсы по интерьерному скетчингу и перспективному рисунку:

Техническая сторона портфолио

Портфолио бывают в электронном виде (чаще всего в PDF) и в формате распечатанных альбомов. В последнее время, все чаще и чаще достаточно PDF-версии, можно просто пролистать ее на iPad или ноутбуке на встрече или отправить заранее как файл по email.

У электронного портфолио множество плюсов: цвета передаются намного ярче и красивее по сравнению с распечатанным, это компактно, портативно и экологично, в Европе и Америке очень положительно относятся к идеям “eco-friendly” и “zero waste“, ни одно дерево не пострадало при создании вашего портфолио. Плюс, электронное портфолио конечно же легче видоизменять и обновлять.

“ У портфолио в PDF множество плюсов: цвета передаются намного ярче и красивее по сравнению с распечатанным, это компактно, портативно и экологично.”

Если вы планируете распечатывать свое портфолио, то ориентируйтесь на горизонтальный формат А3 (ну в крайнем случае А4). Осторожнее с квадратным форматом, в нем сложнее удачно скомпоновать проекты и уложиться в 15 листов (напомню, 15-20 листов это идеальный объем портфолио, чтобы показать все свои лучшие проекты, впечатлить заказчика и не утомить его).

Частая проблема распечатанных портфолио в том, что цвета отображаются некорректно, иногда приходится распечатывать по несколько раз для достижения желаемого результата. Можно по-разному подшить распечатанный вариант: в виде альбома на пружине, в виде книги с твердым переплетом, или просто напечатать листы портфолио по отдельности и вставить их в офисную папку с прозрачными карманами.

Распечатанные портфолио желательно иметь в своей студии, если вы уже сформировались как дизайнер, это считается хорошим тоном. Распечатанный вариант очевидно не самый экономный, так как раз в год-два надо будет заново печатать обновленную версию со свежими проектами и вычищенными старыми. Помните, что здесь дизайн - это все, качество и текстура бумаги, яркость цветов, шрифты, компоновка, тактильные ощущения - все эти факторы сильно влияют на восприятие вас как профессионала.

“ Распечатанные портфолио желательно иметь в своей студии, если вы уже сформировались как дизайнер, это считается хорошим тоном.”

Если вы новичок и вам не требуется распечатывать портфолио, или есть вы “за экологичность”, остановитесь на электронной версии, ее можно загрузить на свой сайт или на GoogleDrive, можно просто отправлять как ссылку в письме, это очень удобно. Ориентируйтесь на размер PDF файла не более 5 Mb. На встречи дизайнеры часто приносят iPad и клиент листает портфолио на устройстве. Также такое электронное портфолио можно загрузить на сайты типа issue.com и Behance.net и получить множество просмотров от других творческих личностей или даже потенциальных клиентов. В любом случае, вы можете получить фидбэк, а может и заказы.

Часто спрашивают, а какие программы лучше для создания портфолио? Смотря в чем вы умеете работать: можно собирать портфолио в Photoshop, в Corel Draw, InDesign, совсем простой вариант Keynote, Apple Pages или PowerPoint.

ПОЛУЧИТЕ МОЮ PDF-ПРЕЗЕНТАЦИЮ

"КАК СОЗДАТЬ СКЕТЧ-ПЛАН ЗА 10 ШАГОВ"

И ТРИ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ БЛОГ-ПОСТА!

ДЛЯ ЭТОГО, УКАЖИТЕ СВОЕ ИМЯ И МЕЙЛ:

Наполнение портфолио

Помимо мыслей о том, как максимально красиво и эффективно показать в одном портфолио свои скетчи, рендеры, чертежи и коллажи, задумайтесь над своим резюме. Включите туда свое фото (выберите самое «профессионально-выглядящее», а не то, где вы лучше всего получились), добавьте кратко информацию о себе, о своем образовании, дипломах, конкурсах, наградах и регалиях, перечислите программы, в которых вы работаете (например, AutoCAD, ArchiCAD, 3DS MAX, Sketch up, Photoshop, Illustrator, Corel Draw), упомяните свои навыки рисования, умение нарисовать скетчи от руки, владение английским. Обязательно укажите в резюме свои контакты и вебсайт.

Также хорошей идеей будет сделать содержание портфолио, особенно, если оно получается более 15 листов.

Посмотрите в интернет дизайн-шаблоны резюме (вбейте в поиск “resume templates”), пусть ваше резюме будет запоминающимся и выглядеть красиво, а не просто смотреться как банальная распечатка из ворда. Судят по одежке, не забывайте (читай: портфолио судят по его дизайну). Это нас приводит к теме эстетики портфолио.

Эстетика портфолио

Важно отнестись внимательно к своему портфолио не только со смысловой, но и с эстетической точки зрения, ведь сам дизайн вашего портфолио уже о многом говорит и несет множество смыслов. В некоторых архитектурных фирмах просто по обложке и шрифту вашего портфолио сразу же, с первой секунды могут сделать вывод о том, подходите вы им или нет.

“ В некоторых архитектурных фирмах просто по обложке и шрифту вашего портфолио сразу же могут сделать вывод о том, подходите вы им или нет. ”

Если шрифты в вашем портфолио типа comic sans, с закорючками, слишком изысканные, да еще и с наклоном, и при этом все фото в портфолио на черном фоне и обведены «изысканными» рамками или от них отброшены тени в Photoshop, все, приехали! В этом случае, можете даже не рассчитывать устроиться в приличную архитектурную фирму. Скорее всего, того, кто будет смотреть ваше портфолио внутренне передернет и он постарается отделаться от вас побыстрее. Если это ваш случай, то знайте, что я пишу это не для того, чтобы обидеть вас или посмеяться, а для того, чтобы вы поняли, что у архитекторов и дизайнеров обостренное чувство стиля и все это «украшательство» кажется нам пошлостью и дурновкусием. Вам важно тренировать чувство прекрасного в себе, как бы пафосно это ни звучало.

Рекомендую насмотреться книг по графическому дизайну, а желательно и прикупить одну-две для личного пользования, как например книга “Graphic design for architects“ . Воспитывайте вкус.

Подумайте об общем впечатлении, не перегружайте картинку, помните, что распечатанное портфолио воспринимается по разворотам. Должен быть воздух, белое пространство, не переполняйте листы многочисленными подписями, вычурными шрифтами! Минимализм, выдержанный стиль, белый фон и дизайнерский шрифт одного-двух видов (мой любимый Helvetica) работают здесь лучше всего. Объемные тексты мелким шрифтом в портфолио вообще никто не читает, так что не надо простыней-сочинений, работайте над визуальной составляющей.

Воровство портфолио.

Пожалуйста не делайте этого, репутация среди коллег, пострадав однажды, уже не очистится. Сейчас, когда вы еще новичок, это может казаться ерундой и вы хотите взять картинки из интернета, но пройдет 5-10 лет, и вы поймете какой непоправимой ошибкой это было. К сожалению, и я и мои знакомые дизайнеры сталкивались с такими случаями, когда работы открыто воровали и ставили себе на сайт или в портфолио. Поверьте, мир дизайнеров интерьера маленький, на определенном уровне все друг друга знают.

    Включайте свои лучшие проекты в начале и в конце портфолио, первые и последние листы должны быть самыми сильными для максимального эффекта, таковы уж особенности нашей психики как людей: мы делаем главные выводы по первому впечатлению от портфолио и по красивому проекту в конце его.

    Еще раз на тему фонов: осторожнее с темными, особенно черными фонами, ими очень грешат новички, считая, что работы так выигрышнее смотрятся, лучше делайте белые фоны - так будет проще и понятнее.

    Покажите как развивалась какая-то конкретная идея: от первоначального концепта и быстрых скетчей и потом как она перешла в муд-борд, планы, чертежи, визуализации.

    Также не перегружайте портфолио по объему, это только утомляет, до 15-20 страниц, ориентированных горизонтально (для лучшего восприятия) фото, рендеров, чертежей или рисунков бывает достаточно. Ваше портфолио должно быть структурированным и понятным. Вы увидите, как быстро и успешно пойдет Ваша работа!

© Ольга Сорокина, 2018

Все права защищены.

Использование материалов возможно только с активной ссылкой на сайт.

Любой графический дизайнер, находящийся в поисках работы. должен уметь презентовать себя работодателю. Для того чтобы сделать это грамотно, минимум, что ему необходимо – это резюме и, конечно же, портфолио. Составить резюме сегодня может любой, кто хотя бы раз искал работу, а вот грамотно организовать портфолио под силу далеко не всем. Здесь нет правил, единых для всех, ведь каждый дизайнер уникален и стремится показать себя с лучшей стороны по-своему.

С чего начать создание портфолио?

Каким должно быть именно ваше портфолио, не знает никто, кроме вас самих. Будете ли вы размещать его в своем блоге, галерее или создадите для этих целей собственный сайт – решать только вам. Основная его цель – привлечь внимание потенциального работодателя и продемонстрировать ему ваш потенциал. Оно не должно кричать о вас, но освещать все ваши качества в выгодном свете и акцентировать внимание на лучших ваших работах.

Часто работодатель не рассматривает каждую работу в портфолио по отдельности, а оценивает их все вместе, обращая отдельное внимание на гармоничность, их стилистику и манеру выполнения. Вряд ли он уделит внимание автору, работы которого хаотично разбросаны по странице, да еще и каждая совершенно непохожа на другую. Это становится важно, когда дизайнеру выдают описание работы и примеры.

Конечно, в большинстве случаев работодателю комфортнее просматривать ваше резюме и портфолио в электронном виде. Это не обязательно должен быть сайт, можно собрать работы в презентацию, видео или простой файл формата pdf.

Структура

Разделите все ваше портфолио на несколько основных частей.

  1. Обложка. Она должна быть минималистична. Достаточно написать на ней свое имя и специализацию. Можно также оформить ее, добавив задний фон или даже рамку. Роль обложки – создать первое впечатление и увлечь работодателя. Если вы разместите на обложке свою лучшую работу, то лишь испортите впечатление об остальных. Поэтому выбирайте ее с умом.
  2. Презентация себя. На второй странице вы можете разместить небольшой рассказ о собственных успехах, творческом пути и в целом о том, что посчитаете полезным для работодателя. Разместите также на этой странице контакты, по которым с вами можно связаться. Не указывайте возраст, если вам еще нет 25 лет. Часто работодатели игнорируют молодых специалистов.
  3. Основная часть. Сюда входят те работы, которые вы добавите в свое портфолио. Можете рассортировать их по способу исполнения, жанру или какому-либо другому признаку. Также нелишним будет добавить небольшие пояснительные подписи под каждой работой.
  4. Завершение. На последней странице вы можете разместить благодарность за внимание, а также продублировать контактную информацию.

Верстайте портфолио так, чтобы впоследствии его можно было распечатать и сложить в книгу или альбом. Нумеруйте страницы, делайте отступы по краям листа и не забудьте про заднюю часть обложки. Такое портфолио можно продублировать и в электронном формате, а также использовать готовые страницы в создании собственного сайта.

Какой формат выбрать?

Конечно, можно разместить свои работы у себя в блоге или на личном веб-сайте, но при собеседовании вживую такой формат не подойдет. Лучше всегда иметь при себе одну или две бумажные копии портфолио на тот случай, если вам все же придется ехать на собеседование. Многие типографии сейчас делают довольно дешевые книжные варианты на спиралях или скоросшивателе. Бумагу для печати выбирайте плотную и глянцевую. Она долго будет храниться в хорошем состоянии, не выцветает и не мнется.

Если вы все же хотите сделать для своего портфолио сайт, существует множество платформ, которые помогут вам сделать это. Оплата домена стоит около 150 рублей в месяц. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сайт был удобным для использования, и только потом красивым. Если же вы не умеете верстать сайты, а средств на хорошего верстальщика недостаточно, просто переведите свое портфолио в блог. Это будет выглядеть намного лучше, чем неграмотно сделанный сайт.

Не размещайте слишком много работ на одной странице . Лучше сделайте несколько отдельных страниц для каждой работы. Так они будут выглядеть привлекательнее, и потенциальный работодатель не заскучает, листая их.

Если есть возможность, сделайте отдельную страницу с отзывами и контактами предыдущих заказчиков. Так человек сможет связаться с ними.

Частые ошибки начинающих графических дизайнеров

Не следуйте прямым шаблонам и образцам, найденным в интернете. Это ваше портфолио, и вы можете менять дизайн в нем все на ваш вкус и цвет. А заезженных одинаковых шаблонов хватает и в низкокачественных портфолио. Не думайте о том, что если вы нашли шаблон на 143 странице поиска, то его никто никогда не использовал. Скорее всего, он просто уже не актуален.

Не добавляйте в портфолио все работы, что вы когда-либо делали. Заказчик всегда оценивает портфолио по самой худшей работе. И в ваших интересах доказать ему, что вы не просто умеете делать хорошо, но и регулярно. Поэтому не позволяйте себе добавлять в портфолио по одной работе раз в 3-4 месяца.

Следующей большой проблемой многих, даже профессиональных дизайнеров можно назвать низкую самооценку. Никогда не пишите под своей работой «Да, это не идеально, есть ошибки тут и вот тут, но я все исправлю». Вместо этого сделайте выбор и либо вообще не включайте эту работу в портфолио, либо измените все так, чтобы она выглядела, будто так и должно быть.

Заброшенные и необновляемые портфолио также являются большой проблемой. Если работодатель видит, что последняя ваша работа была добавлена 6 месяцев назад, то у него возникнет ряд вопросов. Возможно, вы уже нашли другую работу и поэтому не выкладываете новые проекты, либо вы бросили свое занятие и обращаться к вам бесполезно. Выделяйте время хотя бы раз в 2-3 недели на обновление своего портфолио и обязательно выкладывайте новую работу.

Если у вас еще не было проектов, придумайте их себе сами. Например, составьте себе ТЗ и выполните его. Вряд ли работодатель будет разбираться, реальное это здание или нет.

Ваше портфолио помогает работодателям оценить степень вашего мастерства. Поэтому сделайте его максимально презентабельным и заметным, чтобы среди десятков претендентов выбрали именно вас.

Показываем на примерах, как сделать хорошее портфолио дизайнера, чтобы привлечь клиентов и работодателей.

Портфолио дизайнера - не просто сборник ваших работ. Это способ продемонстрировать заинтересованному лицу, как вы можете решить его проблему и почему нужно выбрать именно вас. Хорошее портфолио поможет найти новых клиентов или получить заветную работу.

В создании портфолио есть много нюансов, которые нужно учесть: как соблюсти права, в каком контексте презентовать дизайн, как отобрать и описать проекты. Надеемся, что наши советы помогут вам сделать сильное и запоминающееся портфолио, чтобы достичь поставленных целей.

01. Начните с постановки задачи.

От того, как вы ее сформулируете, зависит выбор и оформление работ, рассказ о себе и даже стилистика портфолио дизайнера. Вот несколько возможных целей:

  • устроиться на работу в конкретную дизайн-студию или агентство;
  • показать, что вы открыты предложениям о работе;
  • найти клиентов среди компаний или предпринимателей;
  • поступить в учебное заведение или на курсы.
  • найти арт-директора или партнера для новых проектов.

Подумайте, кто будет смотреть ваше портфолио и чего он ожидает там увидеть. То, что интересно работодателю, редко волнует клиента, а HR не обратит внимание на многое из того, что увидит коллега.

02. Выберите нужное направление.

Если ваша цель - получить работу в конкретной компании, проанализируйте проекты, которые она делает, и выберите из своих работ те, что наиболее соответствуют этому направлению. Если студия занимается digital-дизайном, а в вашем портфолио будет только айдентика, для работодателя это будет как минимум странно.

Изучите нюансы работы дизайнера в разных областях. Например, кому-то может показаться, что портфолио иллюстратора и концепт-артиста довольно схожи. Но на самом деле это не так.

Иллюстратору важно отполировать рисунки, при этом готовые изображения могут стоять поодиночке и рассказывать каждый свою историю. Портфолио концепт-артиста - это наборы многочисленных вариантов персонажей, пусть даже в виде грубых набросков. Тут важно показать разнообразие и умение сделать большую подборку концептов за малое время.

03. Покажите, с какими задачами вы имели дело и как их решили.

Если вы создаете портфолио, чтобы найти клиентов, продемонстрируйте реальные задачи. Заказчик ищет в портфолио дизайнера примеры, похожие на то, что нужно ему. Хорошо, если с первого взгляда на ваши работы будет понятно, как они меняют восприятие продукта, бренда или услуги.

Например, в портфолио Кэрола Банача представлены его муралы, благодаря которым преображаются интерьеры офисов, кафе и других помещений. В его копилке постеры, иллюстрации и принты для Икеа, Adobe, Huawei Honor, Samsung, The Washington Post.

04. Переключите мышление с «соискателя» на «профессионала».

Клиенты ждут, что вы объясните им ценность услуг и дадите решения проблем. Ваше портфолио должно показывать вас как эксперта, а не учащегося.

Хизер Шоу разрабатывает дизайн брошюр, каталогов, визитных карточек, книг, годовых отчетов, презентаций в Powerpoint и Keynote, адаптивных сайтов, приложений - словом, всего, что нужно ее клиентам. На страницах портфолио она говорит как профи с большим опытом работы, помогающей бизнесу.

«Если вы хотите показать годовой финансовый отчет тремстам человек в темной комнате при 26 градусах в 8 часов утра, вам лучше представить убийственную презентацию. Если не хотите сойти с ума, работая над ней, напишите мне по электронной почте» - пишет Хизер в одном из своих кейсов.

05. Учитесь у дизайн-студий и креативных агентств.

У известных студий и агентств вы найдете привлекающее клиентов портфолио. Их кейсы демонстрируют высокий уровень мастерства и сплоченную работу над клиентской задачей. Например, в портфолио креативного агентства Red Keds про каждый кейс снят ролик, «продающий» проект.

Обратите внимание на подачу: студии всегда демонстрируют полезное действие и результаты своих работ.

6. Если нет клиентских проектов, добавьте свои.

Если вы только начинаете путь, собрать минимальное портфолио дизайнера все равно нужно: без него вы проиграете тем соискателям, у которых оно уже есть. Есть несколько идей, где взять проекты для портфолио новичку.

Одна из них - сделать собственный проект: плакат, навигацию или визитки. Даже небольшое улучшение может иметь полезное действие, если решает жизненную задачу.

Например, Илья Бирман разработал наносхему московского метро для Эпл-часов. Полноценную схему тоже сделал Илья, но в данном случае это не так важно. Наносхема - просто картинка с изображением части всей схемы, которую устанавливают на экран часов. Благодаря ей можно быстро вспомнить, сколько остановок ехать до пересадки внутри кольца.

07. Придумайте клиента или обновите существующий дизайн.

Еще один способ наполнить портфолио дизайнера - обновить старый дизайн реальной компании или даже несуществующего клиента. Составьте себе бриф, сформулируйте задачу - и решите ее.

Работа многих крутых дизайнеров начиналась с выдуманных или бесплатных работ. Например, Артемий Лебедев делал визитки, которых ему не заказывали, а дизайнер Эндрю Ким из Сеула придумал новый брендинг для Microsoft, после чего его наняли работать в компанию. Там Эндрю разработал дизайн Xbox One S, а затем ушел в Tesla Motors.

08. Участвуйте в конкурсах.

Это еще один источник работ для портфолио дизайнера. Если победите, вас ждет признание и награда, но в любом случае это хороший опыт в начале карьеры.

В интернете можно найти много актуальных дизайнерских конкурсов. Некоторые ресурсы собирают их в удобные подборки.

На сайте 99designs.com можно поучаствовать в конкурсах на дизайн для реальных заказчиков: клиенты составляют брифы и платят деньги победителям.

09. Учитесь и добавляйте в портфолио учебные работы.

Если возможности пройти полноценное обучение нет, посещайте курсы известных дизайнеров: на хорошем курсе всегда есть практическая часть, где можно сделать одну из первых работ.

Например, мастер-класс «Большая переверстка» Игоря Штанга проходит регулярно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. За два дня Игорь научит делать дизайн из текста с помощью алгоритма верстки, разработанного им самим.

10. Выполняйте тестовые задания.

Откликайтесь на вакансии, которые публикуют дизайн-студии. Даже если вы не пройдете на выбранное место, работа может занять достойное место на вашем сайте.

Актуальные вакансии публикуют в телеграм-каналах: DesignHunters, Норм работа, Антирабство , Охотник за головами и других.

11. Сделайте благотворительный дизайн.

Участвуйте в благотворительных акциях: помогите с дизайном бесплатно знакомому или организации. Результат не только обогатит ваше портфолио новой работой, но и продемонстрирует ваши ценности, что в некоторых случаях не менее важно.

На сайте IT-волонтер регулярно размещают объявления о поиске графических дизайнеров и иллюстраторов для решения простых социальных задач. Взамен вы получите упоминание в соцсетях, благодарность и новый кейс.

12. Пять крутых работ лучше, чем 20 посредственных.

Когда цель ясна и опыт наработан, можно приступать к дизайну самого портфолио. И тут главное - сделать правильный выбор. Идеальный объем портфолио - 5–7 сильных проектов, которые полностью раскрывают ваши умения и соответствуют выбранному направлению.

Даже если вы опытный дизайнер со стажем, необязательно публиковать все работы и кейсы. Вряд ли кто-то, кроме ваших близких, будет проводить часы на вашем сайте, изучая все проекты.

Павел Нолберт - графический дизайнер, иллюстратор, фотограф, создавший десятки интересных работ. Но в портфолио Нолберта - только самые сильные проекты в рамках одной стилевой концепции.

13. Плохой дизайн нельзя вылечить хорошей презентацией.

Отбирайте для портфолио только те работы, которые полностью соответствуют вашим представлениям о хорошем дизайне. Если среди клиентских проектов таких пока нет, придумайте идеального клиента и нарисуйте макет для него.

На будущее: не делайте таких вещей, которые вам будет стыдно разместить в своем портфолио.

14. Покажите те работы, которые вы хотели бы делать и дальше.

Если до этого вы решали 5 неинтересных задач и одну действительно стоящую, лучше рассказать именно о ней. Со временем таких работ наберется несколько и каждая будет «на вес золота».

15. Выберите формат размещения портфолио.

Проще всего разместить портфолио на платформе для дизайнеров. Но есть и другие варианты: PDF, видео, промостраница или целый сайт.

Формат зависит от вашей задачи, направления, в котором вы работаете, и количества кейсов в портфолио. Например, motion-дизайнер может оформить портфолио в формате видео о завершенных проектах.

Для поступления на курсы достаточно простой статичной страницы с кратким описанием опыта, а большое универсальное портфолио лучше сделать в формате многостраничника.

16. Зарегистрируйтесь на Behance.

Это самая известная платформа для портфолио дизайнера. Работы там хранятся в папках-проектах. У сайта мощное комьюнити: ваши труды заметят и оценят коллеги по цеху. Кроме того, Биханс регулярно проводит конкурсы, фестивали и встречи.

Другие площадки для размещения портфолио: Dribbble.com, Dropr.com, Carbonmade.com, Flickr.com, Adobe Portfolio.

Оскар Рамос - чилийский иллюстратор и дизайнер персонажей. Значки в его портфолио на Бехансе указывают, в каких галереях выставлены работы. Качественная завершенная работа может попасть в одну или несколько галерей, тем самым увеличивая ваши шансы на внимание комьюнити и работодателей.

17. Соберите сайт на конструкторе.

Можно создать сайт с портфолио в одном из конструкторов: Readymag, Tilda, Squarespace, Вордпрессе.

Как правило, на этих ресурсах предоставляют не только инструмент для создания сайтов, но и бесплатный хостинг. Для начала лучше собрать минимальное жизнеспособное портфолио, которое будет отвечать вашим целям, а уже потом работать над отдельным сайтом на своем домене.

Анастасия Кобытева разместила свои работы в формате лендинга на Редимаге. В портфолио дизайнера каждое направление оформлено по-своему. В разделе иллюстраций Анастасия удачно использовала анимацию, подчеркнув игривый характер работы.

Больше интересных и вдохновляющих примеров портфолио на Редимаге можно найти в разделе Explore

18. Для печати: портфолио в PDF.

Можно сверстать портфолио в графическом редакторе и сохранить в PDF. Такой вариант можно прикрепить вложением к письму или распечатать и принести с собой на собеседованием. В России эта практика не очень распространена, хотя некоторые дизайнеры и даже студии распространяют информацию о своих проектах именно в формате PDF.

19. Продумайте структуру.

Если делаете собственный сайт, решите, из каких разделов он будет состоять, в каком порядке будут представлены работы.

Позаботьтесь, чтобы ваш уровень и знания были понятны с первого взгляда. Работодатель обычно просматривает десятки портфолио в поисках лучшего дизайнера - он не будет тратить время на то, чтобы найти на вашей странице подходящий кейс.

Если хотите продемонстрировать, что вы открыты разным предложениям, можно создать более универсальное портфолио, но в этом случае полезно сгруппировать работы по направлениям. HR-у или клиенту будет проще сориентироваться и найти то, что нужно.

Хороший прием, которым пользуются студии: наряду с отдельными проектами для вдумчивого рассмотрения сделать шоурил - короткий видеоролик о вас и вашей работе для тех, кто хочет быстро оценить уровень и сэкономить время.

20. Подумайте о целевом действии.

Держа в голове задачу портфолио, не забудьте разместить информацию о том, как с вами связаться, на видном месте, например, закрепив номер телефона или электронный адрес вверху сайта.

В портфолио дизайнера Ольги Зоновой контактная информация находится внизу страницы, а фото закреплено вместе с именем и ссылками на соцсети.

Если в портфолио для каждого проекта вы делаете отдельную страницу или слайда, продумайте структуру каждой карточки и повторяйте ее для всех работ. Это поможет пользователю быстро сориентироваться и найти нужную информацию в любом кейсе.

Минимальная структура карточки: несколько фотографий плюс описание проекта. Вместо фотографий может быть видеоролик, как, например, сделали на сайте Студии Олега Чулакова.

22. Расскажите историю.

Сопроводите работы рассказом о том, какую задачу решали, какую пользу принес ваш дизайн. Может, вы сделали логотип более запоминаемым или помогли компании с позиционированием.

Некоторые считают, что хороший дизайн говорит сам за себя. Это так, но правда и то, что рассказ о дизайне повышает доверие, вовлекает в историю и увеличивает время, проведенное на вашем сайте. Обратите внимание: ведущие дизайнерские студии редко оставляют свои кейсы без текстового сопровождения.

В описании постарайтесь ответить на вопросы:

  • Какая задача передо мной была?
  • Как я ее решил(а)?
  • Как это изменило восприятие продукта / бренда?

Не нужно вдаваться в детали - важно выделить главную идею, «фишку» дизайна. Например, в Бюро Горбунова разработали название и логотип компании для сервиса покупки и продажи электрического кабеля. Фишка дизайна - «гибкий» логотип, который в зависимости от контекста может принимать разные формы. На странице портфолио логотип растягивается при прокрутке и по-разному гнется на фото.

23. Добавьте драматургии.

В портфолио полезно показать не только результат работы, но и как вы к нему шли. Процесс создания продемонстрирует вашу открытость, особенно если вы покажете самые острые моменты взаимодействия с арт-директором или клиентом.

Ведущие дизайн-студии используют прием «Корзины»: показывают, какие идеи и варианты дизайна остались за бортом, и объясняют, почему.

Минимальная история о процессе - это расположенные рядом с фото конечного продукта наброски. Контраст грубого скетча и четкого логотипа создает мощный эффект.

24. Представьте клиента.

Дизайнер гордится не только своей работой, но и сотрудничеством с другими людьми. Если вы относитесь к заказчикам с уважением и заботой, новые клиенты оценят это и захотят работать с вами. Не беритесь за проекты компаний, которые не соответствуют вашим ценностям и моральным нормам.

В карточке проекта можно кратко рассказать, в чем суть работы клиента. Это поможет лучше понять ваш кейс. Если все и так понятно из контекста, можно ограничиться ссылкой на сайт заказчика, как это делает Ариана Шпаниер, графический дизайнер, креативный директор, иллюстратор и художник. Из каждого кейса ее портфолио можно перейти на сайт клиента или проекта, в котором она участвовала.

25. Покажите результаты: метрики, кейсы.

Классно, когда результат работы дизайнера измерим, но даже если нет, важно сказать о том, чего удалось достичь. Это покажет потенциальным заказчикам, что ваш подход к работе основательный и профессиональный.

Например, если разрабатывали навигацию, напишите, стало ли участникам проще находить нужное место. Получите обратную связь от заказчика и его клиентов. Даже если ваш дизайн кому-то не нравится, это не значит, что он не работает.

26. Расскажите о себе.

В рассказе о себе полезно ответить на потенциальные вопросы заказчика или работодателя, например, рассказать, что вы работаете по договору или что ищете только удаленную работу.

Не пишите о себе слишком много личного: полезное действие вашего рассказа - показать, что вы подходящий кандидат на выполнение заказа или на получение работы в нужной компании.

«Я Алекс Ковен и я ношу три шляпы» - рассказывает о себе графический и шрифтовой дизайнер и веб-разработчик. Так тоже можно:-)

Показывайте не себя, а то, чем можете быть полезным. Сравните: «Я графический дизайнер, занимаюсь дизайном упаковки» - «Я помогаю сделать бренд более узнаваемым и продавать больше с помощью дизайна упаковки продукта».

Запишите отзывы тех, кто работал с вами раньше. Хорошо, если это будут не общие фразы вроде «Иван хороший дизайнер», а описание ваших конкретных заслуг в том или ином проекте.

28. Приятные мелочи.

Если вы продумали грамотную структуру и собрали в портфолио все необходимое, можно продумать дополнительные точки вовлечения аудитории во взаимодействие с вашим сайтом.

Неожиданные сюрпризы и «пасхалки» приятно удивляют и делают сайт запоминающимся. Например, в портфолио амстердамской студии Bolden есть виджет, меняющий «погоду» на сайте и язык приветствия на первом экране.

31. Показывайте работу в контексте.

Показывайте результаты работы так, как они пригодятся в жизни: навигационные таблички - на здании, логотип - на визитках, ручках, футболках, персонажей - в окружении, принты - на одежде, а экраны - в рамке браузера.

В сети можно найти много мокапов для разной графики, как, например, эти «мятые» плакаты, которые использовал дизайнер из Будапешта Атилла Тот, разрабатывая айдентику для эскейп-квеста Cryptex в Чехии.

Постарайтесь создать реальный контекст: покажите продукт в той среде, где он будет использоваться. Вместо безликой стены поставьте фото реального интерьера или улицы.

32. Управляйте вниманием того, кто будет смотреть ваши работы.

Показывайте проект в виде связного рассказа, делайте комментарии к изображениям, чтобы акцентировать детали.

Используйте принцип контраста: выделяйте заголовки, применяйте (к месту) фактоиды, главные и второстепенные иллюстрации, подписи и основную колонку текста. Ваше портфолио не меньше, чем ваши работы, показывает, насколько хорошо вы знакомы

В портфолио Стефани Бруклер композиция кадра удачно взаимодействует с композицией экрана, а массивный шрифт на визитках создает контраст с утонченными линиями окружения.

Один из кейсов в портфолио Стефани Бруклер

33. Используйте фотографии в высоком разрешении.

Мыльные снимки выглядят неаккуратно и ухудшают впечатление от просмотра.

В портфолио Димы Кашталяна, иллюстратора и уличного художника из Минска, на фото видны отдельные штрихи изографа. И хотя многие работы черно-белые, они выглядят глубокими и живыми благодаря высокому качеству фотографий.

Иллюстрации в портфолио Димы Кашталяна

34. Осторожнее с анимацией.

Анимация не везде уместна и может сбить читателя с пути изучения ваших работ. Для начала лучше сделать статичное портфолио, и только потом дозированно анимировать отдельные элементы.

Анимация пригодится, когда нужно показать продукт, который в реальности не статичен. Например, упаковку, книгу, набор открыток и т. д. В анимации такой продукт будет выглядеть более выпукло и реалистично.

Также с помощью анимации можно «оживить» страницу, сделав ее выразительнее.

В одном из кейсов Саша с помощью анимированной картинки показывает упаковку с набором открыток

35. Покажите крупные планы.

Ворсинки на бумаге визиток или края газеты, для которой вы делали верстку - все это создает настроение и делает портфолио сильнее.

36. Правильно пользуйтесь фотостоками.

Если для оформления кейсов в портфолио вам нужны стоковые изображения, выбирайте те, что не выглядят фальшиво. Если клиент почувствует фальшь, это может его оттолкнуть.

Сейчас в интернете становится все больше мест, где можно скачать профессиональные фотографии высокого разрешения под лицензией Creative Commons. Один из таких архивов - фотосток от Canva. Фоторедакторы специально отбирают для него такие снимки, в которых человек и его окружение выглядят максимально естественно.

Если нужны стильные бесплатные иконки, их можно скачать на сайте Сергея Чикина. Здесь есть пиктограммы практически на любую тему. Проект Чикина 365 иконок сам по себе интересный: это одновременно и ресурс, и портфолио.

37. Проверьте текст перед публикацией.

Грамматические ошибки могут повлиять на общее впечатление от вашего портфолио, а стоп-слова затруднят понимание текста.

Прочитайте текст вслух, лучше всего знакомому. Убрать стилистические излишки поможет сервис Главред .

Многие дизайнеры в борьбе за лаконичность портфолио достигают предела. Например, у итальянского арт-директора и бренд-дизайнера Алессандро Скарпеллини в портфолио нет вообще никакого текста: на экране мелькают фотографии проектов, а курсор превращается в крестик.

После публикации портфолио не время расслабляться! Отправьте ссылку на сайт или документ коллеге или другу, чтобы узнать, какое впечатление производит ваше портфолио на других. Попросите зрителей рассказать, какие работы больше понравились и почему, в каком порядке их смотрели, что привлекло наибольшее внимание.

Можно узнать мнение профессионалов, например, задать вопрос в Советах Бюро Горбунова . Это поможет вам вовремя заметить ошибки и исправить их до отправки портфолио работодателю или клиенту.

41. Заявите о себе.

Создать портфолио - лишь первый шаг на пути к заветной цели. Нужно, чтобы его увидели потенциальные клиенты или работодатели. Для этого открыто заявите о себе: напишите пост в соцсетях, предложите порекомендовать вас тем, с кем вы работали.

Знакомьтесь с потенциальными заказчиками на конференциях, митапах, презентациях, учебных курсах. Не бойтесь отказа: это лишь очередной способ спросить, как вам улучшить свои навыки, чтобы стать востребованным специалистом.

42. Напишите сопроводительное письмо.

Если предлагаете услугу клиенту, опишите, как вы решали подобные задачи раньше. В этом случае заказчик будет знать, на что ему смотреть в портфолио.

43. Подготовьте рассказ для личной встречи.

Подумайте о том, что вы можете рассказать о своих проектах в ходе личной встречи: углубиться в детали или показать другие примеры работ. Будет нелепо, если на собеседовании вы начнете описывать очевидное, поэтому нужно заранее продумать, какую историю рассказать.

Будьте честны: заявляйте в портфолио только о том, что сможете пояснить при личной встрече или повторить в работе с новым клиентом.

44. Подумайте о физическом воплощении портфолио.

Альбом с изображениями работ может рассказать о вас больше, чем сайт, особенно если вы хотите пройти собеседование в печатном издательстве. Размер, вес, текстура, выбор материала и другие полиграфические нюансы будут не менее важны, чем сам контент.

Портфолио перуанского дизайнера Рауля Паско стало известным миру благодаря его интерактивной форме: при открытии альбома его обложка превращается в голову робота. Такой формат точно запомнится тем, кто будет с ним взаимодействовать.

45. Позаботьтесь об авторских правах заранее.

Авторские права нельзя передать. Если вы фрилансер и по договору передали права на результат своей работы другому человеку или компании, у вас по-прежнему сохраняются авторские права на них. Это значит, что вы можете разместить работу в портфолио, если при этом не нарушите коммерческую тайну. Чтобы не было конфликтов, лучше заранее прописать эти условия в договоре, например, так: «Клиент разрешает Исполнителю использовать Результаты работ в портфолио в том виде, в котором они были приняты клиентом».

46. Персональные данные защищены.

Если в портфолио вы публикуете личную информацию, например, телефоны на визитках, нужно получить разрешение владельца. Другой вариант - заменить личные данные вымышленными.

Но клиенты обычно, наоборот, заинтересованы в публикации визиток с реальными именами и телефонами - это дополнительная возможность получить контакт с аудиторией, среди которой могут быть потенциальные заказчики или партнеры.

47. Одна работа может лежать в нескольких портфолио.

49. Обновляйте портфолио.

Находите время, чтобы добавлять новые проекты и редактировать информацию о себе. Работодатель может зайти на ваш сайт через полгода. Если портфолио дизайнера или студии выглядит мертвым, это плохой знак.

Хорошая идея - пересобирать портфолио под каждую задачу. Пусть работодатель или клиент увидит первыми те работы, которые сразу ответят на его вопросы и покажут вас как лучшего соискателя или подрядчика.

50. Будьте актуальными.

Не храните в портфолио старые работы, не отражающие ваш уровень.

Большинство скриншотов, размещенных в этой статье, уже через год станут неактуальными: дизайнеры выберут новые работы и переоформят свои сайты. Самообразование и актуальность - сильные стороны любого профессионала, и они тоже должны найти отражение в вашем портфолио.

Поможет вам развиваться и применять полученные знания на практике.

Подписывайтесь на обновления в

Ваше портфолио - одна из самых важных вещей, которую вы когда-либо будете разрабатывать. Он представляет вас миру и, если вы фрилансер, как правило, портфолио играет важную роль в том, выберут ли клиенты вас, чтобы нанять или нет.

Просмотрев тысячи портфолио в интернете, можно отчетливо выявить недостатки, которые повторяет каждый второй фрилансер. Именно поэтому, мы решили рассказать о них, чтобы впредь, вы были осторожнее, и не повторяли их.

1. Указание своего возраста

Как ни странно, но это чрезвычайно распространенная информация, которую можно найти в портфолио веб-дизайнеров. Дизайнеры чувствуют необходимость представить себя таким образом, чтобы сделать страницу более личной, но они не могут придумать ничего хорошего, поэтому возвращаются к основам вроде: «Я 22-летний веб-дизайнер из Папуа-Новой Гвинеи».

Только дети хвастаются своим возрастом

Меня это беспокоит каждый раз, когда я это вижу. Конечно, это не худшая ошибка, которую вы могли бы сделать, но она просто так и попахивает новичком. Вряд ли вы когда-либо видели, что кто-то хватается тем, что он - 43-летний веб-дизайнер. Только молодые люди чувствуют необходимость носить свой возраст, как почетный значок.

«Вы никогда не увидите, как кто-то хвастается тем, что он 43-летний веб-дизайнер»

Если вы изучите портфолио маститых дизайнеров, то обнаружите, что они хвастаются только одним – своим опытом. Например: «Я создавал веб-сайты для различных компаний более 10 лет». Теперь это действительно та цифра, которой стоит хвастаться.

Какая разница?

Лично я испытываю определенные смешанные чувства, когда читаю подобную информацию: кому она, вообще, нужна? Вы хотите, чтобы люди нанимали вас на основе таланта и опыта или потому что вы родились в определенном году? Если вы не хотите, чтобы потенциальные клиенты оценивали вас по вашему возрасту, то почему вы о нем рассказываете?

Запомните, единственный раз, когда потенциальный клиент может подумать дважды о найме исполнителя, это в том случае, когда он видит его возраст. Будь вы хоть самым талантливым веб-дизайнером, возраст в портфолио может оттолкнуть многих клиентов: лично я бы не доверила разработку своего сайта 20-летниму специалисту.

Просто необходимость

Оставьте все это в стороне. Я не хочу знать, сколько вам лет, какой тип компьютерной мыши вы используете или как часто вы покупаете новую пару кед. Расскажите мне, что конкретно вы делаете, и докажите это с помощью некоторых убедительных примеров. Это подводит нас к следующему пункту.

2. Демонстрация школьных проектов

Вот еще одна вещь, которая постоянно удивляет в молодых дизайнерах. Они всегда чувствуют необходимость продемонстрировать свои школьные проекты.

Это не домашний холодильник, где можно вывешивать рисунки, а профессиональный портфолио, и клиенты хотят видеть настоящие работы.

Если это все, что у вас есть, то лучше покажите следующее…

Давайте вернемся на шаг назад. Если вы только окончили школу, колледж и так далее, а ваш опыт работы с клиентами равен нулю, то наилучшим вариантом станет создание самого простого сайта, чтобы показать его в качестве примера. Многие потенциальные клиенты не будут возражать против подобного, особенно если эта неопытность идет в паре с низкой ценой.

Выкладывайте оплачиваемые работы

Говоря об этом, я имею в виду то, что как только вы уже имеете несколько проектов, чтобы показать себя, вам стоит подумать о том, чтобы убрать свои студенческие работы. В противном случае вы можете оказаться в ситуации, когда клиент будет смотреть ваше портфолио и думать: «Эй, этот парень действительно хорош! О, подождите, студенческие работы? Он новичок, так что лучше поищу другого, ведь мне нужен профессионал!».

Посмотрите, сколько тут двойных стандартов? Даже если клиент думает, что ваша работа выглядит потрясающе на первый взгляд, когда он видит и понимает, что это всего лишь студенческие проекты, то сразу же расценивают вас как неопытного. Это погано? Абсолютно, нет! Это справедливо? Нет. Так работает мир.

3. Недостаток уверенности

Есть время и место, чтобы быть скромным, но ваше портфолио не входит в их число. Так часто можно увидеть, как действительно талантливые дизайнеры преподносят себя клиенту с помощью коротких и неуверенных характеристик, и это реально может свести с ума.

«Есть время и место, чтобы быть скромным, но ваше портфолио не входит в их число»

«Я только начинаю» или «Я надеюсь, что однажды достигну...» - эти вещи могут показаться не такими плохими, как вы их пишете, но они разрушают уверенность в вашей способности выдавать качественные результаты.

Клиенты – отражение вашего уровня уверенности

Если вы не можете набраться достаточной уверенности, чтобы сказать клиенту, что вы потрясающий дизайнер, то, вряд ли, он самостоятельно придет к мнению о вас.

Потенциальному клиенту, то, что вы пишите о себе, дает совсем немного информации, но может сыграть важную роль. Если вы сомневаетесь в своих способностях, клиент может отправиться искать другого профессионала или же использует вашу слабость, чтобы заставить выполнять больше работы за меньшие деньги.

Валяние дурака

Опять же, бывают моменты, когда уверенность может перерасти в высокомерие. Если вся информация в вашем портфолио буквально переполнена самоуверенностью, тогда это заставит клиента убежать так же быстро, как и отсутствие уверенности. Это тонкая грань, по которой вы ходите, и найти баланс не всегда легко. Вы должны понять, как рассказать клиенту о том, насколько вы классный дизайнер, но при этом постараться не хвастаться тем, насколько вы классный.

Часто лучший способ сделать это - позволить вашей работе говорить самой за себя. Если ваша работа действительно потрясающая, то вам не придется клиента убеждать в том, что вы действительно хороши в своем деле.

4. Грамматика

Это очень сложно для дизайнеров, причем для большинства из них. Многие из дизайнеров ведут свои блоги, и зачастую пишут больше, чем разрабатывают сайты, но, даже не смотря на это, вам не составит труда найти грамматическую ошибку в их текстах.

То, о чем я сейчас говорю – очень важная вещь, на которую вам стоит обратить внимание. Это не конец света, если вы пишите одними причастиями или заканчиваете предложение предлогом, просто убедитесь, что нормальный образованный человек может читать ваши предложения, не задаваясь вопросом, как вам удалось окончить среднюю школу.

Что, если русский язык - не твой конек?

Дизайнеры, с которыми я часто общалась, пытаются сделать все возможное, но, к сожалению, у многих из них русский язык не является сильной стороной. И это можно легко понять, почитав портфолио.

Это очень щекотливая тема, особенно если вы говорите только на одном языке. Опять же, если вы говорите на двух-трех, то вас можно назвать уникальным человеком. При этом не стоит забывать, что разговаривать бегло на немецком или французском вовсе не означает, что вы сможете написать качественный текст «О себе». Так что, если вы решили сделать свое портфолио на нескольких языках, то лучше уж обратиться к специалисту, потратить немного денег, но выполнить надлежащий перевод.

«Вы хотите получить отзыв, что вы хороший дизайнер, тогда не позволяйте плохой грамматике встать на пути этого»


5. Пренебрежение блогом

Это еще одна вещь, с которой приходится сталкиваться: дизайнер начинает новый блог, и он полон энтузиазма по поводу того, как часто блог будет обновляться.

Сначала вы примерно публикуете посты, делитесь полезными советами и своими работами, но через несколько месяцев после того, как вы начнете расслабляться, вы заметите, что ваш блог превратился в страшную старую куклу, которая валяется в кладовке с кучей других ненужных вещей.

Цифровая паутина

Самое интересное заключается в том, что вы, вероятно, не учли посыл, который увидят посетители вашего портфолио. Одна из первых вещей, которые я делаю, когда я посещаю блог -смотрю дату последнего поста, что расскажет мне о вашем блоге и о том, насколько он полезен?

Отсутствие новых постов в блоге и пренебрежительное отношение заставит клиента сомневаться в вашей компетентности, в том, что вы продолжаете брать проекты и успешно работаете. Возможно, вы уже давно забросили карьеру фрилансера и отправились трудиться в один из офисов на постоянный оклад.

Делайте это правильно или не делайте вообще

Блог является отличным дополнением к любому портфолио, но если он не сделан хорошо, то фактически может потянуть вас вниз и нанести вред работе. Совет в этом случае прост: либо отдавайте часть времени обновлению своего блога на регулярной основе с качественным и интересным контентом, либо просто его не делайте.

Вам не нужно писать посты каждый день или даже каждую неделю, но, по крайней мере, вы должны попытаться выкладывать что-либо ежемесячно, чтобы заинтересовать людей.

Раз уж вы решили создать свой блог, то используйте его, как место для обмена знаниями, распространения необходимой информации и, возможно, для оценки трафика, но не для публикации фотографий ваших кошек или размышлений о том, насколько вкусную пиццу готовят в соседнем заведении и за кого вы собираетесь голосовать на следующих выборах. Подобный контент подходит только для личного блога, так что лучше оставить его там.

6. Демонстрация слабых сторон

В настоящее время в портфолио веб-дизайнеров появилась тенденция демонстрировать набор навыков, а между тем ставить в противовес некоторые вещи. Довольно часто такая информация принимает форму небольшого графика или визуализации, как показано ниже.

Довольно аккуратно? Это быстро дает клиенту понимание услуг, которые вы предлагаете, и уровня мастерства, который у вас имеется. Отлично, что так честно!

Однако проблема заключается в том, что способ, которым вы видите показанную информацию, и способ, которым ее читает потенциальный клиент, весьма отличается. Получается, что вы думаете, будто клиент видит это так:

К сожалению, вот что он видит на самом деле:

«Не указывайте свои слабые стороны»

Хорошо иметь сильные и слабые стороны – это есть у всех. Тем не менее, я не уверена, что демонстрация слабых сторон в любой форме, письменной или графической, это не лучшая маркетинговая стратегия.

Подумайте, прежде чем создавать портфолио

Настоящая выгода этой статьи - тщательно рассмотреть каждый компонент вашего портфолио веб-дизайнера, начиная от работ, которые вы показываете, до информацию о себе, которую вы пишете.

На каждом этапе создания портфолио спросите себя, действительно ли вы улучшаете качество готового продукта или фактически уменьшаете вероятность того, что кто-то наймет вас. Вероятно, вы обнаружите, что все то, что вы считали правильной и нужной информацией, в итоге окажется лишь грузом, который будет вас тянуть вниз.