Практика: Управление камерой через ПК. Разные полезности для Canon и не только Зеркальные фотокамеры Canon

В этом материале я приведу в качестве примера инструкцию съёмки фотокамерой, подключенной к компьютеру. Но для начала, несколько технических деталей…

Скорее всего, ваш USB-кабель, имеющийся на хозяйстве не превышает длину 1,8 м. Чтобы избежать участи пятничной юморины на Youtube, пытаясь «свободно» перемещаться привязанным кабелем такой длины, его придётся удлинить. Для этого, лучше всего приобрести удлинитель «USB-мама - USB-папа», через который и следует подключать шнур от фотокамеры, а если постараться, то наверняка можно найти цельный и длинный USB-шнур, которым можно соединить фотокамеру напрямую к ПК.

Далее, на что стоит обратить внимание… Передача данных через USB – штука не бесконечная, поэтому не огорчайтесь если подсоединив 10-метровый кабель, вы обнаружите что компьюер не видит фотокамеры. Чтобы этого не случилось, будьте аккуратны с шнуром, проверьте его оплётку и фильтры на обоих концах. Правда и это не является гарантией того, что длинный шнур успешно отработает свою миссию. Поэтому, на вашем месте я бы лучше ограничился 5-метровым шнуром, который уж точно не подведёт. Вот так выглядит USB-шнур в обмотке и с фильтром:

Встречаются изделия и в непрозрачной оболочке:

Следующая тонкость… Если вы являетесь обладателем фотокамеры Nikon, позаботьтесь о том, чтобы на ней был активирован режим PTP, а не Mass Storage, то бишь устройство хранения информации. В этом случае ваш компьютер будет «видеть» фотокамеру лишь в виде флешки. Если у вас фотокамера Canon, то тут возможны отличия. Например, модель 5D MkII будет всегда определяться в нужном для нас режиме. Так что, если вы всё подключили, а камера ещё не видна, значит стоит открыть инструкцию к камере и прочитать, что там написано про типы подключения.

Итак, с технической стороной мы закончили. Теперь пару слов о фотосъёмке в Aperture, Lightroom и Capture One.

У программ Aperture и Lightroom один и тот же алгоритм действий, поэтому я обобщу шаги:

В меню File следуем в пункт Tether>Start session (в Aperture) и File>Tethered Capture>Start Tethered Capture (в Lightroom):

Мы увидим окно настроек:

В данных окнах нам нужно установить параметры для съёмки, прописать метаданные, а в Aperture ещё и выбрать пресет для обработки (в Lightroom пресеты определяются во время съёмки) С этого момента, вся ваша конструкция считается готовой к началу съёмки. Примерно так выглядит Tether Capturing в Aperture и Lightroom:

А вот так, после парочки нескольких отснятых кадров. Кстати, активировать кнопку затвора можно как на фотокамере, так и в самой программе:

Напоследок добавлю, что в Lightroom на панели управления можно подобрать пресет для использования к только что снятому кадру:

Для Capture One действия выглядят немного иначе, наверняка это связано с тем, что программа в основном предназначена для среднеформатных фотокамер, которые обычно используют в студиях, и как правило, подключают к ПК. Tether capturing размещён на основной панели управления:

То есть, вы можете начать фотографировать «не отходя от кассы»:

В случае с Capture One стоит обратить внимание на одну тонкость: если однажды вы внесёте какие-то корректировки к определённому изображению, эти же настройки по умолчанию будут применяться для последующих сделанных вами кадров, так что во избежание мысленного самобичевания себя любимого и своих фотографических способностей, проверьте настройки конвертера.

Вглядевшись в следующую иллюстрацию, вы заметите, что третий фотоснимок имеет тот же ББ, что и второй:

И ещё один штришок в копилку информации о Capture One. Совсем недавно, создатели программы представили клиент для iOS, который предоставляет возможность показывать на iPad/iPhone заказчика только что снятые фотографии, пересылая их через Wi-Fi.

Справедливые, не завышенные и не заниженные. На сайте Сервиса должны быть цены. Обязательно! без "звездочек", понятно и подробно, где это технически возможно - максимально точные, итоговые.

При наличии запчастей до 85% процентов сложных ремонтов можно завершить за 1-2 дня. На модульный ремонт нужно намного меньше времени. На сайте указана примерная продолжительность любого ремонта.

Гарантия и ответственность

Гарантию должны давать на любой ремонт. На сайте и в документах все описано. Гарантия это уверенность в своих силах и уважение к вам. Гарантия в 3-6 месяцев - это хорошо и достаточно. Она нужна для проверки качества и скрытых дефектов, которые нельзя обнаружить сразу. Видите честные и реальные сроки (не 3 года), вы можете быть уверены, что вам помогут.

Половина успеха в ремонте Apple - это качество и надежность запчастей, поэтому хороший сервис работает с поставщиками на прямую, всегда есть несколько надежных каналов и свой склад с проверенными запчастями актуальных моделей, чтобы вам не пришлось тратить лишнее время.

Бесплатная диагностика

Это очень важно и уже стало правилом хорошего тона для сервисного центра. Диагностика - самая сложная и важная часть ремонта, но вы не должны платить за нее ни копейки, даже если вы не ремонтируете устройство по ее итогам.

Ремонт в сервисе и доставка

Хороший сервис ценит ваше время, поэтому предлагает бесплатную доставку. И по этой же причине ремонт выполняется только в мастерской сервисного центра: правильно и по технологии можно сделать только на подготовленном месте.

Удобный график

Если Сервис работает для вас, а не для себя, то он открыт всегда! абсолютно. График должен быть удобным, чтобы успеть до и после работы. Хороший сервис работает и в выходные, и в праздники. Мы ждем вас и работаем над вашими устройствами каждый день: 9:00 - 21:00

Репутация профессионалов складывается из нескольких пунктов

Возраст и опыт компании

Надежный и опытный сервис знают давно.
Если компания на рынке уже много лет, и она успела зарекомендовать себя как эксперта, к ней обращаются, о ней пишут, ее рекомендуют. Мы знаем о чем говорим, так как 98% поступающих устройств в СЦ восстанавливется.
Нам доверяют и передают сложные случаи другие сервисные центры.

Сколько мастеров по направлениям

Если вас всегда ждет несколько инженеров по каждому виду техники, можете быть уверены:
1. очереди не будет (или она будет минимальной) - вашим устройством займутся сразу.
2. вы отдаете в ремонт Macbook эксперту именно в области ремонтов Mac. Он знает все секреты этих устройств

Техническая грамотность

Если вы задаете вопрос, специалист должен на него ответить максимально точно.
Чтобы вы представляли, что именно вам нужно.
Проблему постараются решить. В большинстве случаев по описанию можно понять, что случилось и как устранить неисправность.

Компания Breeze Systems Limited, основанная Крисом Бризом (Chris Breeze) уже более 17 лет занимается разработкой программ для управления цифровыми фотокамерами и различными приложениями для организации и обработки цифровых фотографий. На днях обновилась одна из самых популярных программ, выпущенных этой компаний - вышла DSLR Remote Pro под номером 2.2.1. Эта программа позволяет осуществлять полный контроль зеркальными фотокамерами Canon с помощью компьютера (есть версии для Mac и Win), которые подключаются с помощью шнурка USB или FireWire. Для владельцев камер Nikon разработан аналог NKRemote v2.2 (поддерживает только Windows), есть также программа PSRemote для компактов Canon PowerShot. Так как у автора этих строк зеркальная камера Canon, а на ноутбуке установлена Windows, поэтому в данной статье будет рассмотрена работа в программе для Win. Владельцы камер Nikon смогут составить общее впечатление о данной программе, а всю дополнительную информацию про совместимость со своим оборудованием всегда можно найти на официальном сайте Breeze Systems .

Совместимость с моделями камер

Разумеется, чтобы управлять фотокамерой с компьютера, нужно быть обладателем камеры, которая поддерживает режим «живого просмотра», то есть Live View. А все последние модели зеркалок от Canon этой функцией обеспечены: это Canon EOS 7D, 60D, 50D, 5D Mark II, 550D, 500D, 1000D, 450D, 40D , а также профессиональные модели. Все эти камеры полностью совместимы с программой DSLR Remote Pro, и программа позволит использовать все ее функции. Однако и камеры, выпущенные ранее и не поддерживающие режим Live View, например моя Canon EOS 30D, также могут управляться с помощью программы, только многие функции будут недоступны. Полный перечень совместимых камер см. на официальном сайте разработчика программы.

DSLR Remote Pro для Windows будет работать под управлением Win 7 (с некоторыми моделями только 32 бит), Vista (только 32 бит, и то не со всеми моделями), XP или 2000, а версия для Mac потребует OS X 10.4 (Tiger), OS X 10.5 (Leopard) или OS X 10.6 (Snow Leopard).

Скриншот 1. Основное окно программы DSLR Remote Pro

Основные функции программы DSLR Remote Pro

  • Управление зеркальными цифровыми фотокамерами Canon с помощью компьютера. На скриншоте 1 панель слева от фотографии позволяет изменять выдержку, диафрагму, ISO, баланс белого и другие параметры
  • Съемка видео роликов на карту памяти камеры (Canon EOS-1D Mark IV, 5D Mark II, 7D, 60D, 600D, 550D, 500D и 1100D)
  • Отображение картинки на экране компьютера в режиме реального времени (Canon EOS-1D Mark IV, EOS-1D Mark III, EOS-1Ds Mark III, 5D Mark II, 7D, 40D, 50D, 60D, 600D, 550D, 500D, 450D, 1100D и 1000D)
  • Автофокус, а также подстройка фокуса в ручном режиме с компютера (Canon EOS-1D Mark IV, Canon EOS-1D Mark III, EOS-1Ds Mark III, 5D Mark II, 7D, 40D, 50D, 60D, 600D, 550D, 500D, 450D, 1100D и 1000D)
  • Управление камерой в режиме съмки видео, включая фокусировку, захват видео и загрузку роликов на компьютер (Canon EOS-1D Mark IV, 5D Mark II, 7D, 60D, 600D, 550D, 500D и 1100D)
  • Режим «Photobooth»: автоматическая съемка серий фотографий через заданные промежутки времени с заданными параметрами с последующей автоматической распечаткой на принтере (как нескольких фото на листе, так и одно фото на лист, что также настраивается) - отличное решение для репортажей с корпоративов, свадеб и других торжеств. Режим работает только с форматом JPEG
  • Просмотр фото в высоком разрешении на весь экран сразу же после съемки кадра
  • Возможность просмотра отснятого материала в то время как камера продолжает делать снимки
  • Инструменты для любителей автоматической съемки через заданные интервалы времени (Time Lapse), например съемка заката или как распускается цветок
  • Просмотр фотографий в цвете или в ч/б
  • Автоматическая съемка HDR с брекетингом - до 15 кадров в серии с вариацией выдержки или диафрагмы
  • Интеграция с программой Photomatix Pro для автоматической склейки снятых HDR
  • Запись фотографий прямо на жесткий диск компьютера

На большом экране можно отобразить:

  • Мигающие зоны переэкспозиции
  • Решетку поверх изображения, причем параметры решетки могут быть настроены пользователем
  • Ч/б режим
  • Наложение на изображение точки фокусировки

Практика работы с программой DSLR Remote Pro

Повторюсь - так как у меня зеркалка Canon 30D, которая поддерживается программой только частично, часть функций для меня так и останется «за кадром», не реализованными. Разумеется, управление процессом фотосъемки с компьютера в первую очередь будет удобно с целью просмотра будущего кадра не на малюсеньком экранчике камеры, а на большом дисплее ноутбука или десктопа. Так можно идеально по сетке выровнять будущий кадр, вовремя заметить засветку, посторонние предметы в кадре и т.д. Наверняка каждый фотолюбитель задавался вопросом: почему же мой экранчик такой маленький, был бы он побольше! Моя же камера не имеет режима Live View, да и видео снимать не обучена, поэтому я сосредоточился на тех немногих функциях программы, которые мне доступны.

Настройка опций программы

Прежде чем начать работу с программой, необходимо настроить ее некоторые опции. Как ни странно, но значения по умолчанию, которые показаны на скриншоте 2, меня полностью устроили, да и самих настроек не так много. Я изменил только папку, куда программа будет складывать файлы фотографий. Кстати, я так и не нашел галочку «Записывать фото и на карточку памяти камеры», то есть все фотографии автоматически переписываются сразу на жесткий диск компьютера, минуя карту памяти камеры.

Съемка HDR

Так как я обожаю экспериментировать со съемкой HDR, я первым делом взялся за изучение этой опции. Здесь все просто: нужно установить в камере режим М, RAW, AWB, ISO 100 для минимальных шумов, выбрать правильную выдержку для нужной диафрагмы, значение которой выбирается из предполагаемой глубины резкости, я выбрал F11. Далее навести на резкость (можно с помощью автофокуса полунажатием, можно в ручном режиме), после чего автофокус выключить переключателем на объективе и подключить камеру к компьютеру. На этом настройка камера завершена.

Теперь можно перейти к настройке программы. На скриншотах 3 и 4 показаны настройки брекетинга для съемки HDR. В первом списке можно выбрать количество кадров (я обычно делал 3 или 5, больше для съемки на природе просто не нужно на мой взгляд), а во втором - шаг сдвига экспозиции (я выбирал 1 stop). После чего следует обязательно выбрать опцию изменения именно выдержки (Shutter speed), чтобы диафрагма была всегда постоянная для достижения лучшей глубины резкости. Кто хочет экспериментов - попробуйте менять диафрагму... что-то мне подсказывает, что путного из этого выйдет мало, хотя кто знает!

Фото 5. Нехитрая схема подключения компьютера к камере.
Снято на телефон, так как камера в этот момент занята:-)

Камера установлена на штативе, настроена и подключена к компьютеру, пора жать кнопку F8 и наслаждаться полученным результатом. Фотографии снимаются с задержкой примерно 3 сек, еще через пару секунд они уже появляются на дисплее компьютера. Фото 5 снято на телефон, к тому же против солнца, поэтому на экране компьютера отобразилось лишь отражение ассистента (Саша, привет!), а не рабочее пространство программы, как я надеялся.

Я не удержался, и тут же на месте решил склеить HDR в Photoshop CS5. Батарейка ноутбука села тут же, едва я успел сохранить свою работу:-) Полагаю, что техническая сторона работы теперь понятна. Остается вопрос - а кому придет в голову в ясный погожий денек на прогулку тащить с собой штатив, камеру и компьютер, да еще напрягать компаньона просьбами о помощи... Одному с такой грудой оборудования справиться можно, ничего сложного тут нет, но неудобно ведь! Шнурок USB короткий, поэтому компьютер приходится держать в руках.

Зато камера во время съемки HDR остается полностью неподвижна, что очень немаловажно для точной склейки экспозиций. Такая схема работы подойдет скорее для съемки интерьеров помещений, где нет никакой спешки, где есть возможность положить ноутбук на какой-нибудь стул или табурет. А точность внутри помещений будет потрясающая - камера ведь неподвижна. Удобно! И результат на экране ноубука будет виден, плюс ко всему внутри помещений уж точно будет 220 вольт.

Еще такая схема подойдет для съемки серий фотографий с интервалом, скажем, для монтажа видеоролика сборки оборудования, заката солнца, как распускается цветок, в целях охраны магазина в ночное время:-). Наверняка каждый видел подобные ролики, а они снимаются именно таким образом, это называется Time Lapse. Только вот беда - нужна очень мощная батарейка у ноутбука (или генератор 220V?) чтобы снимать подобное на природе. Существует специальный тросик для камеры, который позволяет делать эту операцию без компьютера, к тому же никто не отменял простой секундомер! Было бы желание, не так ли?

Одно могу заявить определенно - подобное действо привлекает общее внимание проходящих отдыхающих. А получить благословение на возню с ноутбуком и штативом внутри храма будет почти нереально, я пробовал:-(И какое пронзительное фото я упустил, глядя на лучи солнца, которые создавали потрясающей красоты освещение внутри храма свт. Иоанна Златоуста в Никольском монастыре в Старой Ладоге! Я люблю эту красоту всем сердцем, но мне запрещают сделать фотографию...

Интеграция с программой Photomatix Pro

Если уж кто возьмется снимать HDR с помощью компьютера, тому будет чрезвычайно удобна функция интеграции программы DSLR Remote Pro с другой программой, созданной специально для склейки HDR, - Photomatix Pro. Мне все нравится в этой программе, кроме самого главного - на сегодняшний день Photomatix Pro не умеет корректно работать с движущимися объектвами в кадрах, что я неоднократно отмечал в моих статьях на тему HDR. А Photoshop CS5 умеет это делать с потрясающей точностью.

Кстати, почти нигде в справке к программе DSLR Remote Pro ничего не сказано, как эту самую интеграцию настроить. Гугл и форумы помогли мне разобраться с этой проблемой. Обратите внимание на скриншоты 3 и 4 - там внизу стоит галочка и прописан bat-файл. Если у вас установлена программа Photomatix Pro - сделайте так же и все заработает.

На выходе получаем склеенный HDR с настройками по умолчанию и *.hdr файл, который можно позднее открыть в Photomatix Pro и отредактировать по своему усмотрению. Кому интересно возиться со скриптами - милости просим: с помощью редактирования файла bat возможна и более тонкая настройка параметров склейки.

Режим «Photobooth»

Этот инструмент работает только с форматом JPEG и предназначен для автоматической съемки и последующей склейки контакт-листов и коллажей. Вот опци настроек инструмента:

Я смог придумать только одно практическое применение этой функции - если поставить камеру на штативе в уголке где-нибудь на корпоративной вечеринке, можно получить распечатки веселых коллажей из фотографий, которые камера сделает с помощью этой программы.

Есть еще одна фишка инструмента «Photobooth» - съемка портрета на фоне зеленого экрана. Вешаете зеленый экран, включаете этот режим и кривляетесь перед объективом. Программа автоматически вырежет на полученных снимках зеленый фон и заменит его любым изображением на ваш выбор. Автоколлаж!

Остается надеяться, что если серьезные программисты из серьезной компании уделили этому инструменту столько внимания и времени, значит он кому-то нужен и кем-то востребован. Я же с ним разбираться не стал.

Некоторые выводы

Плюсы

  • Легкая, быстрая и самодостаточная программа по управлению камерой с компьютера, значительно превосходящая по своим функциям большинство известных аналогов.
  • Стабильная безглючная работа даже на слабом ноутбуке.
  • Поддержка большинства современных зеркалок , есть версия и для компактов PowerShot.
  • Интеграция с Photomatix Pro . Можно настроить автоматическое открытие фото после съемки в любой другой программе, но склейка HDR автоматом есть только в связке с Photomatix Pro.

Минусы

  • Нет браузера файлов . Сняли серию, закрыли программу - все, ранее снятое в ней же уже посмотреть не получится.
  • Нет просмотра миниатюр , только перемотка назад-вперед в рамках текущей фотосессии. Приходится параллельно с программой открывать еще и браузер фото (например ACDSee Pro 4), чтобы ориентироваться в отснятом материале.
  • Нет зума фото в рамках активного окна. Посмотреть пиксел-в-пиксел не выйдет.
  • Цена . Программа отнюдь не бесплатна - за Windows версию DSLR Remote Pro просят $175. Кстати, Canon выпускает свои собственные программы, которые полностью бесплатны для владельцев зеркалок (например ZoomBrowser EX); но эти программы позволяют делать лишь малую часть того, что умеет DSLR Remote Pro.

Резюме

  • Я много снимаю предметы, и мне чрезвычайно удобно управлять камерой с компьютера: не надо постоянно перетыкать флешку туда-сюда, что-то переписывать, открывать... Снял - и тут же увидел результат на большом (по сравнению с экранчиком камеры) экране ноутбука, а файлы уже аккуратно сложены в нужную папку. Красота!
  • Лично я не готов платить за это 175 долларов США. У меня есть Lightroom 3, который позволяет мне делать практически все то же самое, кроме съемки HDR, разумеется.

© Составление обзора, все фотографии в статье, Константин Биржаков , 12 мая 2011 г.
По материалам официального сайта Breeze Systems
Автор обзора не может нести ответственность за достоверность сведений, взятых из открытых источников.
Любая перепечатка только с письменного разрешения автора обзора.

Программа управления фотоаппаратами Canon и Nikon
DigiCamControl 2.0.0.

Представляем вашему вниманию бесплатную программу DigiCamControl версии 2.0.0 (разработчик Duka Istvan) для дистанционного управления фотоаппаратами марок Nikon и Canon (зеркальные полностью поддерживаются). Не смотря на то, что эта программа бесплатна, она обладает довольно таки не плохим функционалом. Ниже показан интерфейс:

В верхнем меню во вкладке “Файл” есть пункт “Настройки”, в котором можно выбрать цветовую гамму рабочего окна (тему оформления), язык интерфейса (русский язык присутствует), настройки просмотра фотографий, полноэкранного режима, настроить сочетания нажатий клавишь для быстрого управления, и многое другое.

Изначально программа установится с англоязычным интерфейсом, и если вы затрудняетесь с русификацией, тогда проследуйте по такому пути:

В горизонтальном верхнем меню нажмите кнопку “File”, далее выберите “Settings”, появится окно настроек “General”, теперь осталось во вкладке “Interface language ” выбрать русский язык “ Russian ” , нажать кнопку “ОК” и перезапустить программу, чтобы сделанные вами изменения вступили в силу.

Основное меню настроек выглядит следующим образом:

При нажатии кнопки Live View у вас появится окно в котором вы сможете управлять фото- и видеосъемкой, и на экране будет отображаться ваша будущая фотография или тот кадр, с которого вы планируете начать видеосъемку. Настройки фотоаппарата делаются дистанционно, то есть прямо из программы вы можете настроить баланс белого, выбрать чувствительность (ISO), установить необходимые значения выдержки и диафрагмы и т.д.
В файле архива находится образ программы в формате msi, после распаковки просто запустите этот файл и следуйте указаниям мастера установки. Размер архива – 60,3 Mb.

24 января были выложены для скачивания программы libgphoto2 и gphoto2 версия 2.4.8. Еще более незаметно 1 февраля была выложена программа gtkam-0.1.17. Появление последней не отражено даже на первой странице проекта, так по-прежнему на момент написания статьи (конец февраля) фигурирует программа 0.1.16.1. от декабря 2008 года, и только нажав на ссылку Скачать, можно обнаружить, что программа обновилась. На мой взгляд, произошло эпохальное событие, поскольку до этого времени в цифровой фотографии была задача, которую можно было реализовать, только используя компьютеры под управлением Windows или Mac OS X. А именно, задача дистанционного управления с помощью компьютера зеркальными камерами Canon с живой картинкой. Для самой программы gPhoto2, возможно, событие и не такое уж значительное - добавилось еще несколько камер к тем 1100, с которыми она уже умеет работать. Однако для многих задач, особенно в научной и технической съемке, только дистанционное управление от компьютера позволяет полностью реализовать все преимущества цифровой фотографии. Среди производителей зеркальных камер, фирма Canon единственная, которая предлагает в комплекте с камерой бесплатную программу EOS Utility, составной частью которой является программа дистанционного управления от компьютера CameraSetting / Remote Shooting. Кратко о ее возможностях я писал в статье, посвященной камере Canon EOS 450D . К сожалению, к камере не прилагается бесплатная операционная система, способная работать с прилагаемыми программами. Налицо признаки монопольного сговора:-). Учитывая, что во время съемки фотографу некогда отвлекаться, а лабораторный компьютер крайне опрометчиво загружать посторонними задачами во время эксперимента, я полагаю, что загрузочный Live CD с ОС, позволяющей запускать только программы к камере, был бы востребован. При желании у фотографа была бы возможность работать на чужом компьютере, не нарушая его установок.

Как я уже показывал в статье, посвященной программному обеспечению , и потом в статье, посвященной калибровке , сегодня под Линуксом все фотографические задачи могут быть решены. Все, кроме одной. Для того, чтобы воспользоваться одной из самых приспособленных для лабораторной съемки камерой, такой как Canon EOS 1000D , не было необходимого программного обеспечения. Вообще говоря, возможность работать с этой камерой была проанонсирована еще в предыдущей версии библиотеки libgphoto2. Но тогда это был еще только намек на работоспособность, реально работать мне с ней не удалось. Я напоминаю, что основной является именно программа libgphoto2, а gphoto2 - это интерфейс командной строки и gtkam – это графический интерфейс к этой библиотеке.

gPhoto2 позволяет увидеть картинку в текстовом режиме в стиле 80 годов, забавно, но на практике позволяет только оценить наличие движения в кадре.

Gtkam позволяет просматривать и скачивать фотографии на карте памяти практически у всех поддерживаемых камер, менять настройки и проводить дистанционный спуск затвора у многих и наконец у некоторых видеть еще и живую картинку на экране компьютера.

Вот, наконец, свершилось. Можно видеть живую картинку на экране компьютера в графическом режиме, можно управлять фокусировкой объектива. Фото в заголовке с множащимися картинками демонстрирует, что картинки дистанционного просмотра действительно обновляются. Пока еще это не так комфортно, как в программе EOS Utility, которую, кстати, похоже, еще никому заставить работать под Wine не удалось. Программа gtkam продемонстрировала работоспособность библиотеки libgphoto2, и теперь, когда основная задача взаимодействия с камерой решена, фотограф может рискнуть и попытаться сам написать удобный для него графический интерфейс, в который добавить, как это планирую я, управление не только камерой, но и салазками, ее перемещающими. При макросъемке руки фотографа иногда являются чересчур грубым инструментом и лучше все делать дистанционно. На данный момент снимки экрана при работе с программой gtkam выглядят следующим образом.

Основное окно программы с деревом папок и миниатюрами снимков на карте памяти. Правой кнопкой мыши можно выбрать «Захват» и вызвать окно предварительного просмотра.

Картинка меняется существенно медленнее, чем в программе под Windows, но уже в версии, которую можно скачать с SVN, в этом вопросе достигнут значительный прогресс. Нет пока и экранной лупы. Нажав кнопку «Параметры» вызывается окно с шестью закладками.

Первая закладка отвечает за фокусировку. Управление объективом осуществляется 6 кнопками, которые позволяют перемещать объектив вперед-назад с разным шагом. К сожалению, в данной реализации надо выбрать шаг и нажать кнопку «Применить». Причем, для того, чтобы сделать следующий шаг, надо либо изменить его величину, либо сделать нулевой шаг, два раза переместиться с одним и тем же шагом не удастся. В меню фигурирует и кнопка автофокуса, но она пока не функционирует. Можно предположить, что в дальнейшем фокусировку будет осуществлять настольный компьютер, а не процессор камеры, что потенциально позволит нам использовать не только родные объективы, но и отдельный привод для любых других.

Вторая закладка окна конфигурации мало изменилась по сравнению с предыдущими версиями, в ней можно задать дату и время и указать, куда записывать снимок - на карту памяти или в компьютер.

Третья вкладка дает нам информацию о статусе камеры.

Четвертая очень длинная вкладка позволяет задать формат записи и баланс белого.

Пятая закладка позволяет задать параметры экспозиции и режим съемки. Так в случае приоритета диафрагмы, можно задать компенсацию экспозиции, Режим съемки: одиночный кадр, серия, и время таймера. Ну и естественно, саму диафрагму.

Последняя закладка отвечает за связь с компьютером.

Вот, собственно говоря, и все, что я хотел сказать. Линукс это операционная среда для самодельщиков. Инструмент в виде библиотеки libgphoto2 нам дан, пора приступать к созданию собственных Фотографических комплексов. Хотя мне не удалось в полном объеме заставить работать программу Хельмута Дерша (H. Dersch) 2005 года с Canon EOS 1000D, однако в сети, включая КПК, представляется мне весьма заманчивой. P.S.

Идею, что камера является компьютерной периферией, я продвигал еще в прошлом веке. Тогда, кстати, в процентном отношении от общего числа камер управление встречалось чаще. Однако сегодня камеры могут решать существенно больше задач и подход к ним должен быть индивидуальным, а это означает, что программирование входит в функции фотографа, так же как выбор сюжета и режима съемки. Фирма не может знать, что нужно конкретному фотографу, но, к сожалению, не дает ему инструмента, чтобы сделать работу самому. Инструмент программирования, предназначенный именно для фотографа, на моей памяти предлагала только фирма Kodak вместе со своими ранними камерами, такими как Kodak DC265 , потом идею подхватили создатели и . Пока по дружественности и документированности gPhoto2 далеко до этих проектов, но открытые исходные коды и лицензия GPL оставляют мне надежду дожить до этого светлого времени.